САМАНИДЫ II-ЧАСТЬ


САМАНИДЫ — ЗОЛОТОЙ ВЕК ПРОЦВЕТАНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ.


    САМАНИДЫ

    Аль-Беруни из Газни был выдающимся ученым-физиком, астрономом, математиком, естествоиспытателем и историком.

   Омар Хайям , который обучался и преподавал в Мерве, внес свой вклад в развитие алгебры. Правда, многим поколениям он известен как талантливый поэт-вольнодумец, проповедовавший любовь и вино, но научная работа занимала в его жизни гораздо больше места, чем поэзия.

В это же время в Мавераннахре создано свое бессмертное произведение «Шах-наме» поэта Фирдоуси.

Ученые в период наблюдения за больными Саманидов занимали большие должности и освобождались от случайных «целевых земель» перед государем. Арестой государства Самандов являлась Бухара , центр науки и предпринимательства.

Шахристан. Ворота цитадели. Крепость Абдуллахан

ШАХРИСТАН


В этот же период регулярных изменений и в градостроительстве. Точно очерчивается поворот городское поселение – шахристан с цитаделью и пригороды – рабады , окруженные внешней стеной. Строительство новых городов не велось, основательно переделывались «старые». Появляются фасады, фасады охватываются глазурованным кирпичом голубого, белого и фиолетового цветов. Улицы и боковые переулки были аккуратно вымощены каменными плитами и требовались стока для движения и нечистот. Улицы содержались в чистоте. В архитектуре морских транспортных средств монументальный стиль, прежде всего в строительстве соборных мечетей и мавзолеев.О высоком мастерстве и тонком художественном вкусе строителей и архитекторов этого периода свидетельствуют мавзолей Саманидов в Бухаре, подключенный Исмаилом Самани над могилой своего отца Ахмада ибн Асада на рубеже IX-X вв. (как говорит легенда). Позже мавзолей стала династической усыпальницей Саманидов.

Главной заботой Саманидов было распространение ислама и исследование мусульманского духовенства. Буддийские храмы в Средней Азии были превращены в мечети. Забота о развитии торговли была также распространением ислама. Обязанность верующих совершать в течение жизни паломничество в Мекку, увеличивая общую мобильность населения и знание географии, сопровождая возможные пути сообщения.

Утвердившись сначала в Дамаске, а затем в Багдаде, халифы добились развития сети дорог Индии и Китая, с одной стороны, и славянскими народами, Византией и Европой – с другой. Главные торговые пути заключаются в пределах халифата и его правители, учреждающие сложную систему учета, сделали их источник дохода, часть охвата раскрытия содержания блистательных дворов в Багдаде и Дамаске.

В каждом крупном центре от Испании до Китая были мусульманские общины, мечети, гостиницы, где стояли только мусульманские торговцы. По результатам исследований, которые были проведены в крупных центрах и при дворах правителей, большинство военных советников, торговых агентов и специалистов по ирригации, а также ученых и астрологов приняли применение.


ПЕРВЫЕ УСПЕХИ САМАНИДОВ


Первые успехи ободрили Саманидов. Они начали широкомасштабную экспансию и колонизацию переселенцами из Мавераннахра, которые должны были пропагандировать ислам. Такого определения три города в Австралии Сырдарьи – Джент, Хувара и Янгикент (их расположение не установлено). Не довольствуясь этим, Саманиды предпринимают походы с целью осуществления риска. В 893г. они завоевывают город Талас и превращаются на случай там церковь в мечеть. Как вновь построенные города, так и Талас становятся центрами широкой торговой деятельности.

Известно, что в 960г. оборот принял тюркский народ (в количестве 200 тысяч кибиток), проживший между Алтаем и озером Иссык-Куль и ставший оборотным потоком Караханидов. В том же X в. применение принято и части растительных огузов, живых по операции по течению Сырдарьи. То, чего не удалось достичь арабским военачальникам с помощью оружия, Саманиды добились с помощью торговли.

Бухара стала духовной метрополией и была признана оплотом ислама. Здесь развивались богословские лучшие школы, где собирались богословы ислама всего халифата, открывались духовные исламские училища – медресе , где готовились проповедники для всего халифата. Медресе потребляется только в Хорасане и Мавераннахре. В Багдаде открывается медресе только в XI в.

Исмаил Самани стремился увеличить экономическую мощь духовенства и с этой целью значительно умножил вакуфное имущество мечетей. С ростом материальной базы возрастало и влияние духовенства – и хранителем мусульманского воинствующего фанатизма.

Стремясь распространять и популяризовать ислам, Саманиды широко использовали индивидуальное миссионерство и мистицизм. При их поддержке выброса газа суфии, проповедовавшие обнаружение распространения от более поздних наслоений и возвращение его к первозданному обнаружению. Они призывают к упрощению жизни, прославляют бедность и аскетизм. Само это название рассматривалось от арабского слова «суф» («шерсть»), так как предполагаемые суфии носили только шерстяное покрывало (власяницу). Они требуют неукоснительного обнаружения шариата («право» — канонический закон) .

Выполняйте свою глубокую суфии, которые могли быть только общими усилиями и правоверными, желающие найти «путь бога», объединиться в группу, занимающую место своего духовного учителя — «пира» , голос которого должен был быть признанным откровением. объединены в братства (ордена), в составе которых находятся Группы стоявших шейхов.

Последователи суфизма должны были стремиться от всякой собственности, надеть власяницу и стать дервишами (странствующим монахом) , живущими на подаяние мусульман. Они ходили по городам и степям и проповедовали ислам.

Все дервиши в глазах народа были святыми (аулия) и могилы их становились местами поклонения и паломничества населения, а власти извлекали из этого не только политические выгоды, но и денежный капитал.

Так духовенство при Саманидах стало еще и рассеянным, чей голос стал решающим в борьбе с партийной и групповой группой за трон, поэтому, в первую очередь, необходимо было заручиться поддержкой духовных лидеров.


ПРАВЛЕНИЕ НУХА ИБН НАСРА (943-954гг.)


Недолгим было царствование Саманидов. Уже в правление Нуха ибн Насра (943-954гг.) наблюдались явные признаки упадка. Казна была растрачена на содержание незначительного чиновничьего аппарата, на который уходило более половины годового дохода. Во дворце шла постоянная борьба и интриги, доходившие до кровавых стычек. Сам пришел к власти в результате дворцового переворота и гибели собственного отца. Не важное значение в политической дестабилизации играло духовенство, которое стремилось увеличить свое политическое влияние.

Войска систематически не проверяют права и раскрывают свое недовольство правителями.

Все более обострялась борьба с обычными провинциальными правителями, которые обнаруживали ослабление централизованной власти и расширение прав. В 944г. подняли мятеж регулярных войск в Хорасане, даже захватили Бухару, но вскоре были брошены брошенными войсками, оставшимися верными центральному правительству. На следующий год подняли мятеж все вассальные владения по аресту течению Амударьи, которым удалось подавить с большим трудом.

В период наблюдения за состоянием власти уже практически находились в руках управляющего гвардии. Власть эпохи Саманидов стала иллюзорной: все, кто правил после Нуха, случайно случились марионетками в руках гвардии.

ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»

Историк-востоковед Хидоятов Г.М.

(в исключении, изменено)

Читать далее…>>>