ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ
«АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ»
«Средняя Азия».
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
X часть
Арабский Халифат. Арабы на первых порах почти не внесли в среднеазиатскую архитектуру ничего своего, за исключением нового типа укреплений — рибатов, да и те возводились руками подчиненного населения в традиционных формах местного строительства. Вместе с тем при них во всех городах Средней Азии появляются первые мечети, подвергавшиеся в дальнейшем неоднократным, почти полным перестройкам. Археологами открыты остатки мечетей IX-X вв. в Самарканде, Мерве, Башане, а в горном Таджикистане – прекрасный резной деревянный михраб — молитвенная ниша, ориентированная на Мекку (Искадар). Лишь о части мечетей пока можно составить примерное суждение: это дворовая композиция в обводе навесов на столбах, с выделенным отделом михраба.
Говоря об архитектурной застройке городов IX-X вв. (Бухара, Самарканд, Мерв, Кят и др.), восточные авторы упоминают внутригородские дворцы правителей, жилища знати, «дома правления», рынки, бани, мечети, медресе, мавзолеи, загородные дворцы, утопавшие в зелени садов и феодальные замки. Раскопки археологов выявили дворец Саманидов и богатые жилые дома на Афрасиабе (древний Самарканд), дворец в Хульбуке, гостиные (михманханы) которые оформляла богатая резьба по ганчу.
В сельских местностях еще возводятся кешки — замки (они сохранились, например, в Мервском оазисе), хотя планировка их уже иная, чем в доарабские времена, так как замок утрачивает значение крепостной твердыни. Но во внешней композиции он повторяет традиционный тип: на высоком скошенном цоколе высятся оформленные гофрами (вертикальные ребра – архитектурный декор) стены. Интересный вид крупной загородной усадьбы этой эпохи являет собой Кырк-Кыз в Термезе. Ряд архитектурных деталей его напоминает дворцы Омейядов (династия арабских Халифов), но в целом это оригинальное произведение, в котором переплетаются черты новой и старой, доисламской среднеазиатской традиции.
МАВЗОЛЕЙ САМАНИДОВ
Оригинальную тему монументальной архитектуры этого времени представляют мавзолеи, возводившиеся для правителей и высшего духовенства. Два таких памятника хорошо сохранились до наших дней: мавзолей Саманидов в Бухаре (рубеж IX-X вв.) и мавзолей Араб-ата в Тиме — 977 г. (самаркандская область, кишлак — селение).
Они оба дают понятие о тех двух основных композиционных типах однокупольной усыпальницы – центрической и портальной, которые будут господствовать в среднеазиатском зодчестве на протяжении веков.
Причем мавзолей Саманидов, хотя и связан еще в основном со старо-согдийской традицией, уже является предвозвестием нового архитектурного стиля, в то время как мавзолей Араб-ата целиком принадлежит этому новому стилю.
В архитектонике обоих мавзолеев исследователями выявлены геометрические закономерности. Развитие точных наук во всем халифате не прошло бесследно и для архитектуры. Достижения теоретической мысли вошли в строительную практику: в основу планов, фасадов, интерьеров зданий монументальной архитектуры были положены приемы гармонического пропорционирования, основанного на принципах прикладной геометрии.
В рассматриваемый период вырабатываются основы архитектурного орнамента, которому суждено было сыграть столь видную роль в эстетике средневекового зодчества Средней Азии. Использование жженого кирпича открыло перед зодчими неожиданные возможности его комбинаций, создающих геометрический узор путем установки кирпичей плашмя, вертикально, по диагонали «елочной» кладкой.
В резьбе по дереву и особенно ганчу при сохранении многих мотивов растительной орнаментации VII-VIII вв. (резной штук чрезвычайно богато представлен, например, во дворце в Варахше — Бухара) намечается все большая их стилизация. И, наконец, с усвоением арабской письменности появляется новый вид декора – эпиграфический орнамент (надписи арабской вязью).
Все художественное творчество Средней Азии претерпевает на протяжении VI-X вв. существенную эволюцию от изобразительности к орнаментальности.
читать далее….>>>СКУЛЬПТУРЫ И ЖИВОПИСИ