СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕРМЕЗ — «ДВОРЕЦ ПРАВИТЕЛЕЙ

Термезский археологический музей. Музеи Узбекистана.


ДВОРЕЦ ТЕРМЕЗСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ 


             Совсем по-иному выглядел загородный дворец термезских правителей, возведенный в XI в. и украшенный новым орнаментальным декором в XII веке (но не позднее 1129/30 г.), в правление газнийского султана Абул-Музаффар Бахрамшаха.

 


Обширный дворцовый участок охватывала высокая стена. Вход был выделен монументальным порталом и вел в прямоугольный двор, окруженный строениями, с большим квадратным бассейном посредине. Напротив главного входа, на одной с ним оси, располагался аудиенц-зал, обращенный во двор арочным портиком-айваном. Айван был пятипролетным, со стрельчатыми арками, опирающимися на стены и на массивные устои, средняя арка была шире и, вероятно, выше остальных.


Сам аудиенц-зал состоял из среднего возвышенного нефа и обводящей его с трех сторон двухъярусной сводчатой галереи. Лицевая сторона оставалась открытой – если ее и прикрывали, то лишь драгоценными завесами. Видимо, в глубине центрального нефа находился трон правителя. Возможно, его инкрустировали те стеклянные медальоны с изображениями птиц, всадников, розеток, символов, которые здесь были найдены при раскопках.

 


АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР ДВОРЦА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ ТЕРМЕЗА В XI ВЕКЕ


 

       Строительный материал дворца – в основном сырец, хотя местами (например, в отмостке полов) использован и жженый кирпич. Архитектурный декор XI в. прост и сдержан. Он исчерпывался фигурными кирпичными кладками с рельефными узорами, образованными перевязкой кирпичей, выкладкой их на геометрической сетке, резными узорными вставками. В XII в. все поверхности аудиенц-зала – от панелей и до замков сводов были покрыты слоем ганча, по которому была нанесена богатейшая глубокая трехслойная резьба. Она как бы облекала их сплошным ковром, однако архитектурная ясность при этом не была утрачена благодаря четкости разбивки, выделяющей панель, колонки, стены, пяты, софиты и обрамления сводов. В резьбе преобладают геометрические орнаменты – гирихи. Они предстают здесь в поразительном разнообразии построений, замысловатых, как ребусы, не повторяющихся ни в одном из панно. Внутренним заполнением рельефно выделенных геометрических фигур служат стилизованные растительные элементы – завитки, побеги, розетки. В широкие полосы иногда введены надписи. На стенах, в обрамленных арками полях, предстают фантастические образы – пары львоподобных крылатых хищников во встречной позиции или вставших на задние лапы, с единой, сросшейся от шеи человекообразной личиной. Эти разнообразные «дивы» предстают как хранители дворца, устрашающие существа, образы которых полны символики, связанной с верой в присущую им сверхъестественную силу.


Помимо резного штука зал украшали ганчевые решетки, заполненные цветным стеклом и вставлявшиеся наподобие люнетов в криволинейные поверхности сводов. Стены айвана были оформлены также росписями: растительные орнаменты и надписи, выполненные в бело-синей гамме с черными контурами рисунка и красными деталями узоров.

Архитектурный памятник Дворец Кырк-кыз - Termiziy


В сравнении с Кырк-кызом термезский дворец Бахрамшаха представляет совершенно новое звено в эволюции гражданских сооружений, происшедшей на протяжении полутора-двух веков: это как бы качественный скачок от компактной к развернутой композиции плана, от замкнутой мехмонханы – к открытому аудиенц-залу, от простоты ничем не декорированных архитектурных форм – к безудержной роскоши декоративных покрытий и богатству узорообразующих орнаментальных мотивов и систем.


читать с начала…


ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН ОТ МЕСТНОГО ТУРОПЕРАТОРА — «АЛЬ САМАРКАНД» 

НАШ ДЕВИЗ — ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ !!!