ДИНАСТИЯ ШЕЙБАНИДОВ III-часть

ансамбль чор-бакр, мавзолей джуйбаридов в бухаре


Джуйбарские шейхи — мавзолей Чор-Бакр


Составлен преподавателем курсов
по подготовке гидов-переводчиков
АНДРЕЕВОЙ Н.М.


В 8 км от города, к западу от былых ворот Ширгарон, расположен Чор-Бакр – фамильное кладбище могущественных Джуйбарскиех шейхов. Ансамбль сооружений был воздвигнут Абдуллаханом между 1560-1563 гг. как дар духовным правителям, с чьим влиянием не мог не считаться сам глава государства.

Джуйбарские шейхи и их возвышение отражали важный процесс укрепление единства между классом феодалов и мусульманской церковью, которая теперь полностью интегрировалась в феодальной системе, став ее неотъемлемой частью и духовной покровительницей. Роль духовенства в экономической и политической жизни страны особенно возросла при Аштарханидах.

            Возвышению нового правящего класса, бывшего практически безграмотным, сопутствовало развитие новой социальной прослойки, которой предстояло играть огромную политическую и социальную роль, — чиновничества. Ежегодные поступления награбленных богатств надо было считать. При ханском дворе и при дворах феодалов появляется большое число новых должностных лиц, ведавших финансами, сбором налогов, составлением документов, и вся эта армия писцов, мирахуров, бакаулов, заведующих амбарами, чтецов Корана и многих других стала также частью класса феодалов.

Становление и развитие класса чиновничества, утверждение его социального статуса как мощного звена в феодальной системе обусловили расширение системы народного образования. Безграмотным ханам и султанам нужны были чиновники, которые могли бы читать, считать, преподавать, вести переговоры, и Шейбаниды вынуждены были провести умеренную реформу образования. Основой ее было введение многоступенчатого обучения, которое имело довольно ограниченное распространение. Низшей ступенью образования был мактаб, где обучение начиналось с 6 лет. Здесь обучались 2 года и изучали в основном арабский алфавит и начертание его отдельных знаков. Затем учащиеся переходили в медресе, где было три курса, на каждом из которых обучение проводилось по 8 лет. Здесь изучались богословие, бухгалтерский учет и искусство стихосложения. Все обучение продолжалось 26 лет и, разумеется, такую роскошь могли себе позволить только очень состоятельные люди.

Развитие грамотности даже в том ограниченном виде, который наблюдался в Мавераннахре в XVI в., оказало значительное влияние на формирование узбекского языка и его распространение, развитие литературных связей между отдельными племенами и родами, говорившими на узбекском языке. Расширился социальный круг писателей и поэтов. Они стали выходить из ремесленников, торговцев и простых горожан. Их произведения сыграли значительную роль в культурном развитии Мавераннахра.


РУБРИКИ ПО ТЕМЕ:


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ ПО БУХАРЕ ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»


[vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]
[vc_empty_space]