Керамика хорезма
Керамика (греч. keramikos – глиняный, гончарный) – гончарное искусство; производство различных изделий из природных глин (от кирпича до тончайшего фарфора), а также сами эти изделия. Основным видом керамики первоначально была глиняная посуда для хранения запасов, варки пищи или служащая культовым целям. Зародилась керамика в начале неолита в связи с потребностью человека в прочной бытовой утвари и стала с тех пор важной частью материальной культуры общества.
Керамика в качестве архитектурного декора в Средней Азии начинает использоваться с появлением первых архитектурных сооружений.
Каждая эпоха располагает своим строительным и отделочным материалом. Для античной Средней Азии – это сырцовый кирпич и битая глина (пахса), иногда с облицовками в виде налепов или рисунков, в Бактрии – камень, в Парфии – керамические плиты. Поздняя античность характеризуется наличием в архитектурном декоре ганча под резьбу и литье. Раннее средневековье дает блестящий взлет всех известных ранее видов декора: глина, резной и литой ганч, резьба по дереву, но не использует трудоемкий камень. Х век – плиточный кирпич, резное дерево, резной ганч. XI-XIII вв. – триумф неполивной архитектурной керамики, фигурного жженого кирпича, резной терракоты.
Если для украшения посуды глазури начинают использовать с конца VIII — начала IX вв., то в архитектурном декоре первые образцы поливной облицовочной керамики относятся к началу XII в.
XIV-XV вв. – вершина разных видов глазурованной керамики и декоративных росписей. XVI-XVII вв. как бы подводят итог предшествующим успехам: мастера отбирают и испытывают вновь то, что было создано раньше во всех видах декора со времени появления растительных и геометрических орнаментов. Они ищут и находят новые решения, изыскивают способы и средства упрощения и удешевления усложнившихся работ. Формируются свои местные школы мастеров архитектурного декора по видам изделий и роду производства (школы мастеров Бухары, Самарканда, Кашкадарьи, Хорезма и др.). Хорезмская школа отличается от всех остальных цветом и орнаментальными мотивами. Можно даже говорить об особом «хивинском узоре», который встречается и в местной майолике, и в резьбе, и в керамике. Хивинский орнамент – это локальная школа, развивавшаяся на протяжении XIV-XIX вв. Но если не считать древнейших памятников Хивы, таких, например, как майоликовое надгробие Сейида Аллауддина, то основные работы в этой области проведены главным образом в XIX в.
Строительные материалы
Стены из сырой глины или хотя бы из сырцового кирпича не терпят искривлений, а потому и не могут быть украшены чисто архитектурными средствами. Майоликовое убранство призвано одновременно и подчеркнуть гладь стены, и разбить ее однообразие, и принарядить изразцовым ковром. Слово «ковер» здесь употребляется не только в качестве сравнения. Юрта – жилище кочевых племен – завешивалась и застилалась внутри коврами. В Хорезме в обиход вошло многое из кочевого быта. И изразцовое убранство стены своим узором и разделенностью на шпалеры во многом идет от ковра. В хивинском орнаменте преобладают спиралевидные, переплетенные растительные мотивы: тонкие, вьющиеся стебли с головками цветов. Количество взаимно пересекающихся линий с мелкими деталями доведено до предела. Орнаментальные композиции открыты и могут быть продолжены в любую сторону. Но для каждой из частей изразцового ковра есть свой узор. Окантовочные полосы называются «хошия», медальоны – «мадохиль» и «турундж».
Есть еще один мотив – «пармагерих» — пересечение волнообразно изгибающихся линий. Его можно встретить всюду: и в местной мечети Куня-Арка, и в мавзолее Пахлаван-Махмуда, и во дворце Таш-хаули. Это фантастический по красоте и благородству орнамент. Когда стоишь перед стеной, покрытой этим узором, кажется, что перед тобой вспорхнула стая белокрылых птиц. В тонких, словно начертанных гусиным пером, белых линиях есть летучий всплеск, легкость, стремительность и произвольность. При небольшом количестве цветовых оттенков (синий, белый, голубой, немного зеленого) хорезмские мастера создали шедевры декоративного искусства, полные грации, изысканной прелести и чувственной щедрости. Остается преклонить колени перед мастерами, имена которых сохранились в надписях на памятниках: мулла Нур Мухаммед – сын мастера Каландара, Суфи Мохаммед Нияз – сын мастера Абдал Джаббара и мастер Абдулла, прозванный Джином.
Рассом — Художник
В узбекском языке для обозначения понятия «художник» есть слово «рассом». Слово «наккош» значит «носящий узор» (не наносящий, а именно «носящий» в себе) – тот ученый и искусный человек, который может сочинить, словно поэму, словно музыку, сложный, соразмерный, певучий узор. Наккош – мастер высшего умения. Наккошами были люди широко образованные, окончившие медресе, знающие поэзию и историю, музыку, часто сами бывшие танбуристами – музыкантами. Недаром мастера, работавшие в мавзолее Пахлаван-Махмуда, с гордостью начертали на стенах свои имена и стихи, обращенные к их великому собрату, чьи останки покоятся в мавзолее:
«О, вкушающий от мудрости предопределения,
Любуйся изображением этих цветов.
Розовый куст на куст роз этого орнамента
Раскрыл глаза, чтобы взять с него пример;
От этих зеркально блестящих (изразцов), возбуждающих удивление,
Идет путь в сторону духовного мира;
Цветы на этом узоре служат образцом для весны,
И память мастера (Абдуллы) сохраняют для мира».
(Перевод из книги Булатовой В.А., Ноткина И.И. «Архитектурные памятники Хивы». Т., 1963 г.).
Удивительное орнаментальное единство отличает изделия хорезмских мастеров. Оно особенно заметно там, где есть цвет. Поэтому почти абсолютно похожи архитектурная и бытовая керамика Хорезма.
Бытовая керамика Хорезма своеобразна. Она отличается не только по форме – здесь распространены блюда и чаши, поднятые на круглой ножке с высокими бортами, — но главным образом, по колориту. Он почти суров: лилово-синее, зеленоватая бирюза, немного белого – вот цвета знаменитой керамики из Ханки, что недалеко от Ургенча.
Сине-зеленая керамика Хорезма с ее подчеркнутой строгостью, почти суровостью, не создает, тем не менее, впечатления аскетизма и сдержанности местного искусства. Оно изысканно, грациозно, щедро дарит радость восприятия.
ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЕ
То же самое можно сказать и об ювелирных украшениях, бытующих в Хорезме. Украшения часто имели и утилитарный характер (практическое использование). Например, на груди, с правой стороны, щеголихи носили своеобразную брошь-несессер. К серебряному, украшенному бирюзой медальону, в центре которого вправлен крупный камень с охранительной надписью, подвешены необходимейшие для всякой красавицы инструменты. Здесь небольшой гребешочек, похожий на вилочку, чтобы расчесывать брови; щипчики, чтобы удалять лишние волоски, карандашик и чашечка для сурьмы; ложечка, чтобы почесать в ушке; серебряная зубочистка. Каждый из инструментиков подвешен на продолговатой бусинке, набранной из серебряной зерни, ручки украшены бирюзой, белым бисером и чеканкой. Этот нарядный приборчик носится на крючке, чтобы в случае необходимости его можно было легко снять и взять в руки. Любая уважающая себя красавица носила на лбу золотые брови. По рисунку они длинны и плотно сведены у переносицы, что, как известно из мудрой книги «Фирасат» (физиогномика), означает милосердие и крепость любви. Украшенные каменьями и бирюзой, золотые брови очень красят лицо и оттеняют глаза.
Серьги обычно состоят из подвесок, прикрепленных к большому и тонкому кольцу. На подвесках нанизываются полые серебряные шарики, перемежаясь с кораллами. Реже встречаются драгоценные и полудрагоценные камни. Они природной, неправильной формы, без огранки.
Ювелирные украшения Хорезма резко отличаются и от бухарских, и от самаркандских образцов. Основная их гамма желто-бирюзово-красная: золото, бирюза, кораллы. Они отличаются щедрой изобильностью, чуть излишней роскошностью: застежки для халата, коническое навершие на тюбетейку, разного рода подвески с ажурными шариками. По бокам лица, прикрывая уши, на острых крючках к тюбетейке привешивались две плоских и довольно толстеньких дощечки. Такой «пряник» с двух сторон сплошь покрыт тонкими пластинками золота с рельефной чеканкой. Продольные его стороны украшены кружевной золотой сканью, а на центральном поле по углам и в середине помещено пять золотых полусфер с обильным вкраплением бирюзы. К основной пластине прикреплено сорок подвесок, каждая из которых состоит из цепочки, четырех крупных, разной формы кораллов и четырех ромбовидных лепесточков, сделанных из дутого золота. В каждом из них по центру вставлено зернышко бирюзы. При малейшем повороте головы вся эта сочная и блестящая гроздь начинает звенеть тоненькими и веселыми голосками.
К поясу красавицы привешивали несколько прядей из длинных, сложно перевитых серебряных цепочек, на конце каждой из них – декоративный ключик. Вся звенящая кисть обильно, в несколько ярусов, украшена золотыми лепестками, кораллами и бирюзой.
читать далее…>>> Дворец Нурулла-бая