МАВЗОЛЕИ АНСАМБЛЯ ШАХИ-ЗИНДА

 


 Если посмотреть на южную дорожку ансамбля, стоя под сводами третьего чартака, на память приходит узкая улица средневекового города. Это впечатление не случайно: как уже говорилось, ансамбль возник в черте жилого, плотно застроенного квартала города и «отразил в своей композиции исторически сложившуюся топографию местности» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда», стр.18).

 


     Композиция ансамбля рассчитана на то, что по мере движения от входного портала к комплексу Кусама ибн Аббаса и обратно у идущего непрерывно меняются впечатления: сначала открывается широкая панорама входной группы, затем глубинная перспектива дороги в средней части ансамбля и, наконец, изолированное пространство замкнутого дворика.


 

Мавзолей Хаджа Ахмад 14 в
Мавзолей Хаджа Ахмад 14 в

 


В 80-90-е годы XIV в., в период между сооружением мавзолеев 1361 г., Ходжа Ахмада и мавзолея Туман-ака, окончательно уничтожаются остатки строений XI-XII вв., в том числе медресе по западной стороне ансамбля, и на их месте строят несколько мавзолеев. Эти мавзолеи и другие, расположенные между вторым и третьим чартаками, образуют так называемую «среднюю» группу ансамбля.


 

Мавзолей Туман Ога и Туркан Ога 14 в
Мавзолей Туман Ога и Туркан Ога 14 в

 


Один из мавзолеев, построенных в 80-90-е годы XIV в., называют мавзолеем Усто Али Несефи (Несеф — старое название города Карши на юге Узбекистана). Имя мастера вплетено в орнамент правой колонки портала. Установлено, что на левой колонке портала запечатлено имя другого мастера, которого также звали Али. (В.А.Шишкин. «Зодчество Узбекистана», Т., 1970, стр.32). О.Ф.Акимушкин и А.А.Иванов предлагают поправку к чтению — Алим Несефи — правая колонка, и мастер Али — левая колонка («История и культура народов Средней Азии», М., 1976, стр.112-113). Поэтому в литературе встречается два названия мавзолея: мавзолей Усто Али и мавзолей Усто Алим.

Портал мавзолея облицован разнообразной майоликой. Резной поливной терракоты нет ни на фасаде, ни в интерьере. В этом — одно из отличий от декора мавзолеев, построенных ранее. Это не случайно. «…Можно считать, что исторический путь резной терракоты, начавшийся в XII в., закончился в конце XIV в.» (Б.Н.Засыпкин. «Архитектура Средней Азии». М., 1948, стр.85).


 

 


Мавзолей Усто Али Несефи нередко называют майоликовым. Искусно выполнены в технике расписной майолики панно на боковых стенках портальной ниши. В облицовке — синий, красный, зеленый, белый тона. Вместе с тем мавзолей иллюстрирует не только достижения, но и «недостатки расписных майолик, проявившиеся накануне или одновременно с вторжением в архитектуру Мавераннахра техники наборных мозаик» (Л.И.Ремпель. «Архитектурный орнамент


 

Усто Али Насафи и Безымянный Мавзолей
Усто Али Насафи и Безымянный Мавзолей

 


Узбекистана». Т., 1961, стр. 291). Мавзолей был перекрыт двойным куполом (наружный не сохранился, восстановлен) на шестнадцатигранном барабане.

Представление о мавзолеях XIV в. дополняют остатки мавзолеев неподалеку от Усто Али Несефи. На территории ансамбля археологически выявлены остатки еще двенадцати мавзолеев того времени. В одном из них обнаружено надгробие, аналогичное по форме намогильнику Кусама ибн Аббаса.

Площадь южнее комплекса Кусама ибн Аббаса (с восточной стороны ансамбля) в XIV в., как и на всех этапах формирования ансамбля, оставалась неприкосновенной.

В 70-80-х годах XIV в. на оплывах крепостной стены были возведены четыре мавзолея. Сложилась новая композиционная группа.


 

Шади-Мульк-ака и Ширин-Бика-ака 14 век
Шади-Мульк-ака и Ширин-Бика-ака 14 век

 

Мавзолей Шади-Мульк-ака (так звали погребенную здесь племянницу Тимура, для которой возвела мавзолей ее мать Туркан-ака, сестра Тимура, погребенная позже в этом же мавзолее) построен в 1372 г. Это первая постройка времени правления Тимура не только в ансамбле Шахи-Зинда, но и в Самарканде.

 

Надпись, обрамляющая вход в мавзолей, должна была выразить скорбь по рано умершей дочери: «Это сад, в котором погребено сокровище счастья; это — гробница, в которой затерялась драгоценная жемчужина, в которой… с грацией нашла прибежище (обладающая) станом кипариса…»

 

Архитектура и декор мавзолея сближают его с мавзолеями Ходжа Ахмада и 1361 г. Сравнение убеждает, что как ни совершенен декор более ранних мавзолеев, мастера не довольствовались его повторением. Непрестанные поиски приводили к новым интересным открытиям. Неистощима фантазия керамистов, украшавших мавзолей. Используя резную поливную терракоту и майолику, они украсили мавзолей тщательно разработанным орнаментом. С большим вкусом и мастерством выполнены панно на боковых стенках входной ниши; крупные блоки резной терракоты поддерживают угловые колонны; резные колонки поддерживают арку; тимпан над аркой изображает виноградную лозу.

В отличие от зиаратхоны Кусама ибн Аббаса в этом мавзолее иной композиционный принцип решения интерьера — сплошной керамический убор стен, подкупольной части и купола. В интерьере преобладает расписная майолика, лишь кое-где резная поливная терракота.

Мавзолей построен мастерами из Самарканда Шамс-ад-дином и Бареддином (надпись в верхней части портала в двух ячейках сталактитов) и бухарцем Зайнад-дином ибн Шамс-ад-дином (надпись на базе изразцовой трехчетвертной колонки арки портала) («Зодчество Узбекистана», Т., 1970, стр. 23) «в период, непосредственно предшествовавший появлению мастеров, вывезенных Тимуром из других областей и стран» (Л.И.Ремпель. «Архитектурный орнамент Узбекистана». Т., 1967, стр. 275).


 

Шади-Мульк-ака и Ширин-Бика-ака 14 век
Шади-Мульк-ака и Ширин-Бика-ака 14 век

О новом периоде в архитектуре Средней Азии, начавшемся в конце XIV — начале XV вв. дает представление мавзолей Ширин-бика-ака. Мавзолей этот построен для сестры Тимура, как полагают исследователи, в 1385-1386 гг. или в конце XV в. Сравнение с мавзолеями первой половины и 70-80-х годов XIV в., показывает, что в конструкциях и особенно в декоре здания четко проступает следующая ступень эволюции форм, приемов облицовки.


 

Шади-Мульк-ака и Ширин-Бика-ака 14 век
Шади-Мульк-ака и Ширин-Бика-ака 14 век

 


Это наиболее ранний из сохранившихся в Самарканде памятник архитектуры, где использована резная наборная мозаика, «проникшая в Мавераннахр в конце XIV века из Хорезма и Ирана» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда». Т., 1979, стр.121). Здесь хорошо видно, как умело мастера подбирают цвета, создавая «глубину» рисунка: густо-синие и глубокие черные тона создают наиболее углубленный фон; красный, желтый, оранжевый, особенно белый цвета — 1-й план.


     Поиски новых конструктивных решений, которыми отмечены мавзолеи ансамбля, привели, в частности, к созданию просторного, наполненного светом интерьера мавзолея Ширин-бика-ака. Свет проникал в мавзолей сквозь цветные стекла, вставленные в изящные ганчевые решетки-панджара. Они были частично отреставрированы на основании найденных фрагментов.

Плитки панели были расписаны тончайшим золотым узором; стены помещения, покрытые ганчевой штукатуркой, сохранили следы росписи синей, отчасти черной и красной красками по грунту с изображением деревьев, растений и птиц.

Мавзолеи Ширин-бика-ака и Туман-ака, как считают многие исследователи, являются «венцом творческих исканий зодчих конца XIV в.» Они принадлежат к тому периоду в истории архитектуры Средней Азии, о котором Г.А.Пугаченкова пишет: «Конец XIV и XV вв. являют собой одну из кульминационных вершин в развитии среднеазиатского искусства. Его расцвет был обусловлен целым рядом общеисторических причин, и одной из них был то, что так осязательно прочувствовал и сформулировал типичный сын своего времени, последний Тимурид — Захириддин Бабур, по словам которого, в эту эпоху «целью и стремлением каждого, занимавшегося тем или иным делом, было одно — довести это дело до совершенства» (Г.А.Пугаченкова, Л.И.Ремпель. «История искусств Узбекистана». Т. 1969, стр.319).

Ансамбль Шахи-Зинда дает наглядную картину эволюции портально-купольной усыпальницы. Она проявилась, в частности, в конструктивных особенностях куполов мавзолеев «средней» группы ансамбля. На смену одинарным низким куполам пришли более высокие рубчатые купола (отношение высоты купола мавзолея Шади-Мульк-ака к пролету — 3:4, а в более ранних мавзолеях почти 1:2). Впечатление стройности куполов увеличивали гофры на их наружной поверхности. С 80-х годов XIV в. в мавзолеях Шахи-Зинда (Ширин-бика-ака, Усто Али Несефи, Туман-ака) возвели двойные купола на многогранном или цилиндрическом барабане.

В XV в. возводится мавзолей «Восьмигранник», отличный по композиции от других мавзолеев ансамбля. Свое условное название мавзолей получил благодаря форме плана: сохранившаяся часть представляет восьмигранный павильон со сквозными арками по сторонам (купол не сохранился, восстановлен). «Композиционные особенности здания заставляют искать истоки его архитектурных форм в зодчестве Ирана и Азербайджана — регионов, тесно связанных с Мавераннахром в XV в. и политически и экономически» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда», Т.,1979, стр.128).


 

 Каждый мавзолей ансамбля Шахи-Зинда своеобразен, ни один не повторяет другого. Это достигается вариацией общей архитектурной схемы и неисчерпаемым богатством архитектурного декора.

 


Итак, мавзолеи ансамбля Шахи-Зинда отличны один от другого по плану, но следуют единой портально-купольной композиции; индивидуальны по декоративному оформлению, но связаны общей системой декора и близкой цветовой гаммой, и поэтому ансамбль Шахи-Зинда «воспринимается как целостный архитектурный организм» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда». Т.,1979, стр.161).

Историческая и культурная ценность ансамбля особенно велика потому, что ансамбль дает представление о развитии архитектуры и монументально-декоративного искусства на протяжении нескольких столетий.

«Ансамбль явился как бы творческой лабораторией, где постоянно велись поиски новых конструкций, архитектурной композиции, декора, в которой запечатлены стилистические особенности местных архитектурных школ дотимуровской поры (до 1370 г.) и той новой школы, которая сложилась после походов Тимура, на основе творческих приемов местных и иноземных мастеров…» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда»., Т.,1979, стр.62).


Мавзолеи ансамбля Шахи-Зинда — это не только шедевры архитектурного искусства, но и искусства мастеров-керамистов.

 


Признания и памяти заслуживают ставшие известными нам мастера и сотни безвестных мастеров, возводивших мавзолеи ансамбля.


КУПИТЬ ИСТОРИКО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ В САМАРКАНД