Ханский дворец Таш-хаули — «каменная усадьба»
С севера площадь частично замкнул ханский дворец Таш-хаули (1830-1838 гг.). Таш-хаули в переводе значит «каменная усадьба», «каменный двор». И название это не случайно, потому что в архитектуре ханского дворца повторены традиционные формы хорезмской загородной усадьбы, соединенные с некоторыми принципами планировки городского жилища.
Традиции крепки. Когда проезжаешь по тем местам, где когда-то жителям приходилось остерегаться грабительских налетов кочевых племен и выдерживать в своих усадьбах жестокую осаду, еще и сейчас встречаешь высокие глинобитные стены, укрепленные на стыках полуколоннами с выступающим в виде башенки шлемовидным навершием. Глухие кирпичные стены дворца в точности повторяют стены хаули, только они еще выше и еще глуше.
Дворец строился в несколько приемов; границы и последовательность этапов строительства выделяются стыками различных кладок. Первым был построен гарем; это был отдельно стоящий комплекс дворового типа (1830-1832 гг.). В 1834 г. к нему была пристроена с юго-востока приемная. В 1837-1838 гг., после трехлетнего перерыва, строительство дворца завершилось возведением в юго-западном углу судилища – арз-ханы. Дворец строили лучшие мастера Хорезма и тысячи рабов. У Муниса есть рассказ о том, что лучшего зодчего времени Нур-Мухаммеда усто Таджи-хана посадили на кол за отказ закончить строительство за два года. После этого усто Каландар Хиваки достраивал дворец еще почти 10 лет.
В плане (80,0х80,0 м) дворец представляет собой неправильную трапециевидную фигуру; западного фасада, как такового, нет. Это три угловатых выступа, обходивших, видимо, городскую застройку. Остальные фасады следуют направлениям узких улочек города. По внутренней структуре дворец делится на интимную часть – гарем, и общественную: приемную (ишрат-хаули, мехмонхана, куриныш-хана) и судилище (арз-хана). Гарем занимает всю северную половину здания и отделен от официальной части дворца сплошным коридором по оси запад-восток. Ишрат-хаули и арз-хаули расположены в южной части дворца. Связь частей дворца осуществляется через лабиринты неосвещенных коридоров и каморок. Можно долго идти по темным, ломающимся под прямым углом закоулкам и вдруг оказаться в просторном дворе, украшенном высокими айванами и изразцовыми панно, сплошь покрывающими длинные стены. В объемно-пространственную композицию дворца включены три больших двора с двухэтажной застройкой по периметру и пять мелких подсобных двориков.
Гарем
Двор гарема (49,0х15,0 м) вытянут по оси восток-запад, и выглядит он очень нарядным и веселым. Южную сторону его занимают 5 айванов: в восточном конце – ханский и четыре айвана – для жен. За айванами скрываются однотипные жилые секции, разделенные глухими стенами и коридорами. Каждая секция состоит из айвана, проходной жилой комнаты и подсобного помещения за ней. Это помещение имеет выход в общий коридор, соединяющий гарем с остальными частями дворца. Двухэтажная жилая застройка по периметру двора – для прислуги, родственниц, наложниц. Планировка ее также секционная: две жилые комнаты АО сторонам от передней, из которой лестница ведет на второй этаж.
Архитектурные членения двора, соответствующие структуре помещений, выполнены шлифованным кирпичом в парной кладке со вставками зеленых «бантиков», как это практиковалось в позднем хорезмийском зодчестве. Поверхности стен внутри айванов разделены на прямоугольные панно и украшены разнообразными рисунками майолики, напоминающими ковровые композиции.
Художественную выразительность обретают все конструкции и формы. Огромную ценность представляют деревянные детали дворца: потолки, двери, решетки-панджара и, конечно, колонны. В гареме их 5, по количеству ниш. Стройные, высокие, покрытые резьбой, они покоятся на мраморных базах, также украшенных резными орнаментами. Верхние части колонн украшают резные капители, поддерживающие резные подбалки потолка.
В главных айванах гарема и ишрат-хаули сделаны подвесные плафонные потолки, которые крепятся металлическими крючьями к верхним рабочим балочным конструкциям. Плафоны айванов расписаны в красновато-золотистых тонах. Во второстепенных и подсобных помещениях сделаны часторебристые, совмещенные с кровлей, перекрытия. Бревна диаметром 17-18 см положены на стены на расстоянии 35-40 см, их перекрывает сверху сплошной настил из жердочек – «паттык» (васса), придавленный поверху камышовыми матами и глино-саманной смазкой. Нижние поверхности балок и васса – иногда расписные (галерея михмонханы).
читать далее…>>> Ишрат-хаули и арз-хаули