ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Хидоятов Гога Абрарович — Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан Советский и узбекский доктор исторических наук, профессор.
(в сокращении, адаптировано)
ВВЕДЕНИЕ: о племенах, населявших территорию Средней Азии до начала нашей эры.
Впервые народы Средней Азии упоминаются в письменных источниках Ближнего Востока в VIII в. до н.э. В них говорится, что на громадной территории от степей Монголии до Крыма расселились «скифы». Этот обобщенный вывод был сделан на основе образцов их искусства, который отличал один стиль, известный как «звериный», заключавшийся в изображении разных животных (баран, олень с поджатыми конечностями, гриф и т.п.).
Древние греческие и римские историки также утверждали, что вся территория между Алтаем, Уральскими степями, Каспийским морем и Кашгаром населена скифами и называли ее «Скифией». Причем римский историк Помпей Трог считал скифов «древнейшим племенем», которое по древности может поспорить с самими египтянами. Они основали, писал он, Парфию и Бактрию.
Более внимательное прочтение греческих авторов показывает, что под скифами они подразумевали обширный союз племен или конгломерат народов (до 20 — по сведениям Плиния). Среди них выделялись массагеты, саки, хоразмии, даи, дербики, иссидоны, астаки, румники, гиркане, каспии, аргипаи, аримаспы, барканийцы, тапуры, эглы и т.п. Наиболее значительными и влиятельными из них, оставившими заметный след в истории, были, видимо массагеты и саки, о которых чаще всего упоминают древние греческие историки. Геродот в «Истории» считает массагетов («рыбоеды») племенем «…многочисленным и воинственным, умеющим сражаться как верхом на лошадях, так и пешими». У них были луки, копья и секиры, изготовленные из меди, грудные панцири для лошадей также делались из меди, а уздечки, удила и бляхи на сбруе – из золота.
Дожить до старости или быть зарубленным в бою считалось почетным, а умерших от болезней бросали на съедение зверям, как «недостойных и нечестивых».
Племя массагетов было расселено по правому берегу Амударьи, вплоть до реки Сырдарьи. У них сложилась моногамная семья, хотя еще сохранялись пережитки полигамии: «…Хотя каждый из них женится на одной женщине, но женами они пользуются сообща». Одевались они в шкуры и платья, пестро раскрашенные растительными соками.
Жители равнин не занимались земледелием, питались мясом овец и рыбой, вели кочевой образ жизни. Поклонялись они солнцу, в жертву которому приносили лошадей.
Племена саков проживали на огромной территории в степях Южного Казахстана и Киргизии (Семиречье), по правому берегу Сырдарьи, в Ферганской долине и Ташкентском оазисе. Основу хозяйства саков составляло кочевое скотоводство, но часть их была оседлой и занималась земледелием. Они, видимо, представляли собой кочевую вольницу с первобытной родовой демократией. Греческий историк Эфор (405-303 гг. до н.э.) писал: «…выходцы из справедливых кочевников, не предаются наживе, справедливы друг к другу, все имеют общее: женщин, детей и всю семью. …Они не допускают собственности и сообща владеют имуществом и всем». Существовало полное равноправие между мужчинами и женщинами, которые искусно стреляли из лука и делили с мужчинами все опасности войны. У этих племен было высоко развито бронзовое литье.
Саки носили на голове остроконечные войлочные шапки, стоявшие прямо. Одеты были в «штаны», как подчеркивает Геродот. Имели своеобразной формы луки, короткие мечи и особые секиры – сагарии.
Древние авторы выделяли также хоразмиев – племена, занимавшие видное место в истории цивилизации на территории Средней Азии.
В формировании античной народности, окончательно сложившейся в низовьях Амударьи, участвовало главным образом коренное население оазиса, но видимо известную роль сыграла и народность, которая первоначально расселялась где-то в пределах Южной Туркмении или Северного Ирана.
Согласно легенде, основатель хорезмийской династии Сиявушидов был герой древнего иранского эпоса – Сиявуш, пришедший с юга. Имя его означает в переводе с древнеперсидского – «черноголовый», а с древнетюркского – «черноволосый» («хорасмий»), отсюда и пошло, видимо, название «Хорезм», хотя на этот счет имеются и другие версии.
Подавляющее большинство народов Средней Азии образовали союзы племен, основным занятием которых было земледелие или скотоводство, а у некоторых – сочетание и того и другого – это специфическая черта Средней Азии. Основная масса земледельческого населения располагалась в Хорезми — по нижнему течению Амударьи, Бактриане – в верхнем течении Амударьи и Согдиане – в долине реки Зеравшан. Основной социальной ячейкой у них была сельская община. В засушливых и пустынных районах, а также в предгорьях располагались скотоводческие племена.
Древний Хорезм («Хваратар», «Хваразм» — по «Авесте») – территория Приаралья, среднее и нижнее течение Амударьи (Аракс – в античный период, затем — Окс).
Бактрия («Бахти» — по «Авесте») – юг Узбекистана (Сурхандарьинская область), юг Таджикистана и Северный Афганистан.
Согд (Согдиана) – Самаркандская область, часть Навоинской области, Бухарская область, Кашкадарьинская область, Пенджикентский район Таджикистана.
Парфия – области южной Туркмении вдоль горной системы Копетдага и север Ирана.
В этих государствах была военная демократия. Тексты «Авесты» регулировали взаимоотношения внутри общин. Отсутствовали денежные отношения.
Хидоятов Гога Абрарович — Родился 9 мая 1930 — тата смерти 10 декабря 2015г.
ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН — ТУРЫ ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»