ВОИНЫ И ДОХОДЫ ХАНОВ
Война стала постоянным промыслом тюркютов и велась ради грабежа. На войне богатели хан и его приближенные, а также главы родов, поставлявшие воинов. Концентрация богатства в руках глав родов, заселение пленными рабами новых земель, а также естественный прирост народонаселения, приводили к разрастанию родов в племена, которые в свою очередь, объединялись в союзы для защиты своих интересов и сохранения территориальных владений и скота.
Первичной единицей тюркского общества была община – «огуз» и племена различались по количеству огузов и получаемых названий. Так, токуз-огуз (9 общин) обозначало – уйгуров, уч-огуз (3 общины) – карлуков. Результатом этого явилось образование таких народов как: уйгуры, карлуки, нушиби, кидани, гузы и команы (половцы).
Вхождение Средней Азии в состав Тюркского каганата имело свои положительные стороны. Тюркские правители обеспечили краю необходимый покой и не вмешивались во внутренние дела покоренных народов. Согдийские города и города Ферганской долины практически сохранили свою независимость, только выплачивали бекам и ханам дань.
Эффективно «работал» и Великий шелковый путь. Огромный поток шелка, бархата, парчи, других тканей, украшений, стеклянных и кожаных изделий доставлялся караванами из Китая в Византию и обратно, оседая по дороге в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Мерве, Кашгаре, Суябе, Куче, Турфане.
При Тюркском каганате еще более упрочился тот оригинальный хозяйственный механизм, сложившийся в Средней Азии, который помог тюркам приспособиться и выжить в условиях бескрайней степи: сочетание уклада жизни кочевой орды и оседлого земледельца, мирное и взаимовыгодное соседство кочевника-воина с богатым городским купцом и ремесленником.
Культурно и духовно тюрки питались идеями и традициями, зародившимися в Средней Азии или же привнесенными сюда из Индии и Среднего Востока. Так постепенно сложился синтез культур, сформировавших в будущем отдельную среднеазиатскую культуру. Это стало причиной отчуждения тюрок от Китая, хотя они имели с ним тесные связи, это же явилось и непреодолимым барьером для распространения китайского культурного влияния на культуру Средней Азии.
ВАРАХША И ПАЙКЕНД — ГОРОД КУПЦОВ
В этот исторический период на территории Средней Азии идет оживленное строительство новых городов и благоустройство старых. Так в Варахше (недалеко от Бухары) было уже 12 оросительных каналов. Два раза в месяц здесь устраивались базары, а в конце года базар работал 20 дней. Столь же оживленная торговля наблюдалась и в других городах Средней Азии, особенно в долине Зеравшана. Пайкенд называли «городом купцов», про Самарканд китайский путешественник Вай Цзе писал: «…жители все – искусные торговцы; когда мальчику исполняется пять лет, его начинают учить грамоте; когда он начинает читать, его заставляют учиться торговому делу; прибыль высоко ценится большинством жителей».
В социальной структуре населения тоже наблюдались значительные сдвиги. Письменные источники сообщают о «дехканах и знатных людях», пользовавшихся большой властью и большим влиянием и, которые зачастую владели большими городами.
Почти во всех городах и сельских местностях Тюркского каганата появились свои правители, носившие громкие титулы «царей». В ряде мест должность «царя» была наследственной, а иногда в одной местности было сразу несколько «царей». Поэтому, когда говорится «цари Согда», это означает, что в различных местностях Согда были свои «цари», чья власть была непрочной – их легко можно было свергнуть и поставить новых. Каждое из таких «царств» представляло собой мелкое владение в виде укрепленного города с небольшой округой.
Тюрки создали могущественное государство, сила и влияние которого особенно были ощутимы в конце VI в. и начале VII в. Китайский историк писал: «Никогда, в древние времена северные кочевые племена не были столь сильны. Почти все ханы женились на китайских царевнах, а китайский двор ежегодно поставлял в дар 100 тысяч кусков шелковой ткани» (Бичурин).
По масштабам Тюркская империя превосходила хуннскую державу, но за 200 лет существования, в ней не произошло заметных социально-экономических сдвигов. Этот консерватизм, по мнению советского ученого Л.Н. Гумилева, объясняется непрерывными войнами, которые вели тюрки с Китайской империей, Ираном и Арабским Халифатом. Эти войны обогащали лишь верхушку военно-племенной знати и стимулировали застойные явления, которые остановили прогресс в развитии производительных сил, что и обусловило поражение Тюркского каганата и его распад.