Ансамбль Пои-Калян – Подножие Великого
Проходишь мимо торговых рядов и попадаешь на самую замечательную площадь Бухары, возникшую среди одноэтажной жилой застройки. В мире известно несколько прославленных архитектурных ансамблей. Без всякого преувеличения можно сказать, что центральный ансамбль Пои-Калян Бухары, составленный Великим минаретом, мечетью Калян и медресе Мири-Араб, не уступит по красоте ни одному из них.
Ансамбль Пои-Калян сложился в XVI в., в период нового подъема бухарского градостроительства. И сколько бы ни доказывали ревнители старины, что это было время относительного упадка строительного искусства, именно в этом веке сложились определяющие градостроительную культуру городские ансамбли, свидетельствующие и о живучести художественных традиций и о таланте зодчих. Сколько свободы и продуманной гармонии в планировке площади, как локальны обрамляющие ее архитектурные формы, как отлично связаны они между собой, составляя единое пространственное целое. В 1905 г. между медресе и минаретом было построено небольшое духовное училище Амир-Алимхана, последнего эмира Бухары. Это медресе замкнуло площадь с трех сторон. Сравнительно небольшая, она выглядит величественно. В ней есть что-то незыблемо вечное, что должно было внушать правоверным чувство смирения, покорности и глубокого восхищения перед твердыней божественной мощи и власти правителя.
Ансамбль Пои-Калян – «Подножие Великого» – так называется центральный архитектурный ансамбль Бухары, основой формирования которого послужил минарет Калян. Место, на котором сложился ансамбль, было избрано всей историей средневекового города. К югу от крепости Арк традиционно с 713 г. строились, рушились и восстанавливались после пожаров и войн, передвигаясь с места на место, здания главной соборной мечети Бухары. Первая мечеть на месте нынешней была построена в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом. Рядом построили минарет. «Подобного ему не было нигде, так искусно и красиво он был сделан», — пишет современник. Однако, когда работа подходила к концу, минарет рухнул на мечеть, разрушив ее почти на две трети и испортив всю великолепную деревянную резьбу. Арслан-хан приказал вторично воздвигнуть минарет, сооружение которого было завершено в 1127 г. Его назвали Калян – «большой, великий». В конце XIII — начале XIVв. на остатках пожарища, как показали раскопки бухарского археолога С.Юренева, была воздвигнута еще одна, кирпичная, джума-мечеть; непрочность основания быстро привела ее к разрушению.
Наконец, в первой половине XV в. «среди базаров» была заново отстроена мечеть, названная также Калян. Как свидетельствует эпиграфика, спустя столетие была произведена переделка ее главного фасада и интерьера. Напротив мечети в 1535-1536 гг. было отстроено медресе Мири-Араб, что завершило сложение самого крупного в Бухаре ансамбля «кош» («спаренный, сдвоенный»). Это был главный общественный форум города, где торговля и ремесла соединялись с культовым центром.
Из числа более поздних строений сохранилось лишь небольшое медресе Амир-Алимхана на месте бани Кази-Калон, с южной стороны площади.
[vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]
[vc_empty_space]