Рейтинг@Mail.ru

НАШЕСТВИЕ АРАБОВ — ИСЛАМ В САМАРКАНДЕ 


ДЖИХАД ПРОТИВ САМАРКАНДА     

 


После завоеваний Хорезма и Бухары  последовала очередь Самарканда. В войсках завоевателей  уже шли хорезмийцы и бухарцы, насильственно обращенные в мусульманство. Осада города длилась 1 месяц. На помощь самаркандцам пришли ташкентцы и ферганцы, но они попали в искусно расставленную ловушку и почти все погибли. После отчаянного сопротивления, Самарканд был вынужден капитулировать. На жителей города была наложена контрибуция, по условиям которой сразу же выплачивалась сумма в 2 тысячи дирхем и затем, ежегодно Самарканд должен будет выплачивать по 200 тысяч, а также выдать 30 тысяч молодых людей в качестве заложников и гарантии уплаты контрибуции. Самаркандцы должны были построить мечеть и сжечь всех языческих богов. Городу запрещалось иметь собственное войско.


 

      Чтобы внести раскол в среду местных жителей, был издан указ, запрещающий взимать налог с тех, кто примет мусульманскую веру и совершит обряд обрезания, но когда жители Самарканда приняли мусульманство, издается новый указ о взимании налога, как и прежде.

 


Последовало запоздалое восстание, но арабы его быстро подавили. Таким путем арабы овладели всеми укрепленными пунктами в долинах Зеравшана и Кашкадарьи. В 716г. Кутейба совершил поход на Шаш, Фергану и достиг Кашгара. Среди его войск было уже 20 тысяч воинов из Бухары, Несефа и Хорезма. Шаш был сожжен, Фергана и Касан – разрушены. Убийство Кутейбы в 718г. прервало эти грабительские походы всего на 1 год, а потом походы арабских военачальников и правителей Хорасана на Среднюю Азию следовали ежегодно и сопровождались грабежами и кровавыми расправами. Ислам, утверждавший, что всякая власть от Аллаха, должен был заставить народные массы примириться с угнетателями. Везде насаждался арабский язык, долженствующий стать основным средством общения в Маверанахре и способствовать распространению арабского культурного влияния.


      Чтобы не было помех в насильственной исламизации и культурной ассимиляции, арабы уничтожили все культурное наследие и культурные достижения народов Средней Азии: литературные памятники, письменные источники, все, что могло мешать арабскому культурному влиянию.


 

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ АРАБСКОЙ ТИРАНИИ

 


Против страшной арабской тирании выступил весь народ Мавераннахра. С тяжелыми боями приходилось арабам завоевывать каждый город и каждый клочок земли. По всей Средней Азии постоянно происходили народные восстания и уже в первой половине VIII в.  области в бассейне Сырдарьи были утрачены арабами, а вскоре они были вынуждены отступить и из Ферганской долины, после ожесточенной борьбы с ферганскими владетелями. Вплоть до 810г. на территории Мавераннахра не прекращалась народно-освободительная борьба. Решающую роль в поражении восстаний сыграла уступка арабов в поземельном налоге (харадж), который был сокращен на 25%, что означало победу народа, хоть и временную.

Непрочным было положение арабских наместников в завоеванных городах. Они являлись лишь военными начальниками и сборщиками податей. Рядом с ними продолжали существовать местные династии, в руках которых сохранялось гражданское управление.


 

ХАЛИФЫ ОМЕЙЯДЫ — ВЕРХОВНЫЕ СОБСТВЕННИКИ ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ МАВЕРАННАХРА

 


На всей территории Средней Азии, занятой арабами, была введена единая система налогов – с населения собирали подушную подать и поземельный налог. За высшими слоями дехканства арабы сохранили землю и всю их недвижимость, сформировав из них прослойку феодалов-землевладельцев, но теперь они стали совладельцами земли, так как земля считалась собственностью Бога и принадлежала заместителю пророка – халифу. Вместе с тем, арабы наделяли государственными землями, базарами, банями, селениями военачальников и гражданских чиновников, Все это могло передаваться по наследству, но халиф при этом оставался верховным собственником земли и поэтому все одариваемые должны были выплачивать одну десятую часть с урожая или с доходов.


 

      Арабам не удалось покорить Среднюю Азию и установить здесь свою политическую гегемонию, но они принесли сюда феодализм, который несколько отличался от европейского или российского тем, что здесь не было частной собственности на землю, не сложилось даже феодальной собственности.

 


Большая территория поливных земель в Средней Азии оказалась чрезвычайно прочно прикреплена к крестьянской общине из-за необходимости регулярного полива и наблюдения за исправным состоянием ирригационных систем. Барщина здесь была экономически невыгодна, поэтому формы эксплуатации принимают характер ренты-налога (взимался продуктами, либо деньгами) и отдельно — оплата за использование воды. Крестьяне обязаны были отработать на строительстве и сохранении ирригационных сооружений, находящихся в собственности феодала. Широкое распространение находила и издольщина: крестьянин должен был отдавать часть урожая, как плату за свой надел. В эту категорию попадали и рабы, посаженные на землю. Подобная зависимость крестьян от феодала способствовала появлению класса зависимых земледельцев. Но, вместе с тем, сохранились мелкие хозяйственные общины, которые производили все необходимое, они же предоставляли рабочую силу для строительства ирригационных каналов, следили за исправностью ирригационных сооружений, наблюдали за справедливым распределением воды и решали споры по ее использованию, а также наблюдали за состоянием пастбищ. Это были осколки родового строя в феодальном государстве.

Междоусобная борьба арабских племен и отдельных феодальных и религиозных групп, активизировала действия местных правителей, ослабив халифат, что и привело в результате к свержению правящей в течение 90 лет династии халифов Омейядов.


ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)

 читать далее…>>>


ЭКСКУРСИОННО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН

 


Свежие комментарии

    НАШ АДРЕС В РОССИИ

    НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

    ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

    © 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

    УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005