НАРОДНЫЙ ДЕКОР — РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

<<<…читать с начала

Художественная резьба. Узбекистан


   Одна из характерных особенностей хивинской резьбы – это отсутствие отделки выбранного фона пуансонной сеткой (гурзи), столь принятой в резьбе ташкентских, кокандских, бухарских и самаркандских мастеров. По-видимому, происхождение этого приема связано с обработкой металла. Отсутствие же его в хивинской резьбе можно объяснить не только тем, что шероховатая древесина хивинских карагачей не давала такого хорошего материала для отделки фона мелким наколом, какой, например, дает гладкая, плотная древесина ореха или чинара, употребляемая мастерами других районов, но и тем, что хивинские мастера в основном культивировали приемы резного декора, выработанные именно в дереве.


   Исконные древесные строительные материалы в Хиве в XIX-XX вв. – местные породы карагача и тополя. Характерно, что из них же изготовлены древние средневековые колонны мечети Джума.


   Особенно славится древесина хорезмских карагачей (караман и нарван), отличающаяся крупнослойной, но ровной, довольно плотной и крепкой структурой волокон. Древесина же карагачей других областей Узбекистана, хотя и прочнее, но менее плотна, пориста и потому для тонкой орнаментальной резьбы не пригодна.


   Хивинские мастера до тонкостей овладели всеми капризами трудоемкой древесины местного карагача, создав из него шедевры архитектурного декора. Продиктованные особенностями этой древесины художественные приемы хивинских резчиков исходят из выявления ее пластических качеств с помощью выразительных крупных и мелких врезок и углублений. На первый взгляд, работа мастера кажется небрежной – он не шлифует, не заделывает каждый штрих, но зато чувствуется живой след, оставленный смелым резцом. Мастер не боится предельно выявлять естественную шероховатость крупнослойной древесины, так хорошо гармонирующей с общим характером монументального декора. Поэтому, глядя на резьбу хивинского резчика, можно проследить каждое движение его резца.


Во всем этом скрыта особая монументальность хивинского резного узора, в то же время необычайно легкого и изящного по начертанию.


   Характерным орнаментальным мотивом является спиралевидный побег (айланма ислими), усеянный цветочными розетками (гюль), листьями (барг), веточками, встречающийся в различных вариантах и композициях.


Хивинские мастера строго различают геометрические узоры из пересекающихся под разными углами прямых (чук гирих) и плавных округлых линий (паргори гирих).


   Узор хивинского резного дерева Восточные стили резьбы по дереву. Узбекистан | VZBRELO: блог о дереве | Дзеннеобычайно богат и разнообразен. Здесь встречаются и многочисленные, характерные для узбекского и таджикского народного декоративного искусства элементы изящных удлиненных завитков (гаджак), своеобразных трилистников (мадахиль), цветочных розеток (гюль, нимгюль) и др., есть и свои орнаментальные приемы. Например, маленькие, скромные кружочки (маргула, маргулак), связанные с основным узором композиции, свободно заполняющие более открытые участки фона; имеются и крупные орнаментальные композиции: огромный медальон (турундж), занимающий все центральное поле одностворчатой двери дощатой конструкции (джуплема).


 


Н.А.Аведова.

                                                                                              «Искусство зодчих Узбекистана».

                                                                                              Вып. IV. Изд-во «ФАН», Т., 1969 г.


читать далее…>>>