НАРОДНОЕ РЕМЕСЛО В ХИВЕ

Культура Узбекистана – узбекские ремесла


    Набор инструментов состоит из 30 стамесок разных размеров и форм – прямых (тогри калам) и желобчатых (маргула калам).  Имеются также специальные заостренные, слегка изогнутые лезвия, употребляемые для подборки фона (замин калам) и специальный изогнутый резец для отделки рельефа тонкими желобчатыми врезками (тахрир калам), для отделки рельефа употребляются также изогнутые ножи (пичак).


    Процесс резьбы в принципе такой же , как и у кокандских и ташкентских мастеров: резец ставят перпендикулярно к украшаемой плоскости так, чтобы форма лезвия совпала с линией перенесенного припорохом узора, и сверху по черенку инструмента мастер ударяет два-три раза деревянным молоточком (тукмак), прорезая контур узора.


    Для придания твердой древесине эластичности мастер время от времени увлажняет ее, покрывая мокрой тряпкой. Прорезав таким образом весь контур, он выбирает фон (замин), отделывает рельеф. Если резьба двухплановая, сначала вырезают верхний слой рельефа (юкори), затем – нижний (аштак).


Мавзолей Палван-ата - Retro photos


    Способ консервации хивинской архитектурной резьбы, по словам Ата Палванова, заключается в следующем: после завершения резьбы колонну или дверь специально обрабатывают раскаленным хлопковым маслом. Масло раскаляют в казане и большим тампоном, привязанным на палку, равномерно и быстро смачивают всю дверь и ее части – раму, порог или колонну и ее базу. На дверь среднего размера требуется 1 кг хлопкового масла. Чем лучше обработано резное дерево маслом, тем оно прочнее и лучше сохраняется, не боится ни солнца ни сырости.


Гончарное ремесло Гиждувана


    В творчестве хивинских мастеров прошлых веков – народное ремесло — периодов расцвета и современных – хранителей традиционного искусства всегда чувствуется подход строгого художника, учитывающего функцию, которую выполняет его искусство, старающегося с помощью доступных ему технических приемов полнее выявить все возможности, эффектные стороны материала, узора.


    Это великолепное, благородное по материалу, обладающее буквально неисчерпаемым богатством орнаментальных мотивов и разнообразием художественных приемов мастерство, продолжает оставаться одним из ценнейших видов, к сожалению, слишком мало используемого архитектурно-декоративного искусства Узбекистана.


    От современного архитектора зависит, захочет ли он увидеть в нелегком мудром труде хивинского резчика народного ремесла, вдохновенного художника, мастерски оживляющего движениями ловкого резца тяжелую шероховатую древесину карагача, и сможет ли он дать этому искусству новую жизнь, найдя в нем ценные зерна прекрасного для архитектуры будущего.