ПЛЕТЕНКИ ИЗ ЗАРКЕНТА — САВАТЫ


ХАС САВАТЫ — КОРЗИНКИ


     Журчанье ручейков, яркое солнце, чистейший воздух, разноцветье природы — все это — предгорье Чаткала. И среди этой красоты, где время идет неспешно, раскинулось небольшое селение Заркент — центр ремесла и искусства, на какое-то время почти забытого, но ныне вновь возрожденного плетения из пшеничной соломки, «Плетенки из Заркента»


    Началась история с того, что уроженец поселка, врач по образованию и страстный краевед Закир Эргашев живущий в Ташкентской области заинтересовался старинным промыслом  и решил возродить его в родном селе. Будучи однажды в Заркенте, обратил внимание на старые плетенки, хас-саваты, созданные Тожиниссо Шер- матовой. 76-летняя мастерица помнит еще старинные секреты их изготовления и иногда плетет эти ажурные корзины к семейным торжествам.


Когда-то в Заркенте это ремесло знали мно­гие. Хас-саваты, в отличие от обычных са- ватов, которые плетутся из ивовых пру­тьев, изготавливаются из пшеничной соломки. В прошлом они использова­лись, прежде всего, зажиточными слоями населения. В дни празд­ников, различных торжеств на плетенке гостям разносили традици­онное угощенье: нон, патыр (раз­ные виды лепешек), выпечку, су­хофрукты, другие яства. Продук­ты, хранящиеся в глубоких пле­теных емкостях, долго не порти­лись.

плетенка - соват -узбекский - www.alsamarkand.com


   Заготовкой сырья для хас-саватов занимались после сбора урожая пшени­цы. Очищали колоски от зерна и листьев. Первые шли на муку, вторые — на приготовление самана, местного строительного материала, растопку, а соломка, после отмачивания в воде — на изготовление хас-саватов.


Ремесло это, как и большинство других национальных ремесел, передава­лось из поколения в поколение, было очень часто семейным делом. К примеру, Тожиниссо Шерматова переняла мастерство плетения от мамы и бабушки. А сейчас делает саваты в подарок своим внукам.


У Закира Эргашева родилась идея не только самому обучиться этому ремес­лу. Но научить жену и дочек, показать хас-саваты специалистам. Так они попа­ли в Госкомитет республики Узбекистан по природе. Для возрождения старинного промысла выделил заркентцам грант. Было создано дехканское хозяйство «Хас- сават», а у Тожиниссо Шерматовой появились помощницы и ученицы.


Первые изделия, созданные мастерицами в новых условиях, с успехом экс­понировались в Центре современного искусства Узбекистана. Часть из них была приобретена Академией художеств республики для различных выставок.


Сегодня замечательные изделия возрожденного старинного ремесла можно встретить не только в выставочных залах республики, но и купить в художественных салонах. Они, без сомнения, способны украсить любой интерьер.


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА