Рейтинг@Mail.ru

САМАНИДЫ

ДИНАСТИЯ АББАСИДОВ


В 750г. в Арабском халифате к власти пришла династия Аббасидов, ведущих свое происхождение от дяди пророка Мухаммеда – аль-Аббаса из мекканского рода Хашими. Новые халифы столкнулись с острым противодействием оппозиции при своем дворе, а также правителей отдельных областей. Им пришлось вести борьбу  с выступлениями покоренных народов и попытками еретических отклонений в исламе. Политическое единство халифата становилось все слабее, реальная власть Аббасидов сохранялась только в Ираке. В Испании утвердилась одна из ветвей Омейядов, в Северной Африке власть захватили Фатимиды (Фатима – дочь пророка), в Багдаде – Буиды.

Аббасиды изменили характер государственного устройства. Они учли многонациональный характер огромной империи и стремились привлечь к управлению провинциями не арабских наместников, а наследственных правителей из местных аристократов, хорошо знакомых с местными условиями и пользовавшихся доверием населения. Разумеется, главным условием была безграничная преданность правящей династии халифов и исламу.


 

САМАНИДЫ — ВЛАДЕНИЕ САМАН В БАЛХЕ

 


Так халиф Мамун стал всячески продвигать род Саманидов из Балха. Основатель рода Саман-худат был владетелем селения Саман в Балхе и проявил верноподданнические чувства, приняв ислам. Его внуки, принимавшие участие в подавлении народных восстаний и за военную службу были назначены правителями Самарканда, Ферганы, Ташкента и Герата. Но самым удачливым из них оказался Ахмад, переживший братьев и завладевший их уделами по праву, полученному от халифа, а в 875г. его сын Наср получил грамоту на управление всем Мавераннахром, который стал ядром всего саманидского государства.

Не полагаясь на лояльность провинциальных властителей, Аббасиды создали в неблагонадежных областях особую военную прослойку «борцов за веру» (газии). Газии  стали практически отдельным социальным сословием, создавшим свою корпоративную организацию. Командиры таких дружин пользовались большим влиянием и часто добивались высоких должностей в халифате.

Добившись могущества, некоторые из них становились мятежниками, пытаясь силой захватить власть в отдельных провинциях халифата. Из этого мятежного сословия и вышла династия Саффаридов. Их быстрое возвышение показалось халифу опасным для его власти и он решил ликвидировать Сафаридов, а заодно и испытать Саманидов. В 900г. на границе с Балхом произошло сражение между войсками двух династий. Сафариды были разгромлены,  а Саманиды доказали свою преданность халифату. До конца своей жизни Исмаил Самани (892-907гг. – период правления) оставался верным подданным халифа.


 

 

ИМПЕРИЯ САМАНИДОВ

 


После победы над Сафаридами, Саманиды стали правителями огромной империи, простиравшейся от Ургенча до границ Индии и от Сырдарьи до Исфагана. Вершины своего могущества Саманиды достигают при Исмаиле Самани.

Саманиды были создателями первого централизованного феодального государства на территории Мавераннахра. Они сформировали сложную систему бюрократического управления государством. При Исмаиле были созданы 10 управлений (диванов): финансовое, государственная собственность, гвардия, вакуф (благотворительность в пользу духовенства), судебные дела, почта, государственное делопроизводство и другие. В провинциях имелись точно такие же провинциальные управления. Эта система способствовала формированию мощной прослойки служивого феодального дворянства. Все провинциальные чиновники назначались лично самим правителем, кроме того должности продавались, а некоторые переходили по наследству, скажем, должность визиря, хакима (глава области, района), раиса (городской голова). Большим почетом, из-за высоких окладов и возможности быстрого продвижения, пользовались армейские должности.

Правление Саманидов отмечено появлением могущественной прослойки крупных земельных собственников. В связи с этим в документах эпохи Саманидов часто встречаются выражения «знатные дехкане» или «сильные дехкане», обозначавшие – крупных землевладельцев.


 

ИСМАИЛ САМАНИ — ИСМОИЛИ СОМОНИ

 


Исмаил Самани покровительствовал и торговле, видя в ней лучшее средство распространения и популяризации ислама. Он снизил до минимума обременительные подати и пошлины. Стремясь обеспечить регулярные поступления налогов в казну багдадских правителей (халифов), Саманиды предпринимали энергичные меры по развитию сельского хозяйства и упорядочению земельно-водных отношений. Был составлен свод правил – «Книга об арыках», который на протяжении 200 лет был фактически единственным руководством при разборе споров по водопользованию.

Были выделены крупные средства на ирригационные работы. Халиф лично пожертвовал крупную сумму (награбленную им в том же Мавераннахре) на проведение большого арыка в Ташкенте, существовавшего до XIII в. В Самарканде был сооружен акведук из жженого кирпича, дно которого было устлано свинцом. Этот уникальный водопровод снабжал город вплоть до нашествия монголов в XIII в.  Большим достижением было изобретение водоподъемных сооружений, появляются первые чигири (водоподъемные колеса). В связи с этим наблюдалось резкое увеличение орошаемых площадей.

 

    Мавераннахр при Саманидах превращается в развитый ремесленно-промышленный центр Востока, где производятся товары не только для внутреннего потребления, но и для вывоза в другие страны, а именно: мыло, пользующееся популярностью на территории всех азиатских стран, выделанные кожи, меха, воск, рыбий клей. Повышенным спросом пользовалось производство парчи и шелковых тканей, зимних плащей из овечьей шерсти, мечей, панцирей, ковров, лодок, медных котлов, изящных кубков, иголок, ножниц, высоких шапок и знаменитой самаркандской бумаги, совершившей  переворот в бумажном производстве. К концу X в., шелковая самаркандская бумага совершенно вытеснила папирус и пергамент в мусульманских странах.


 

саманиды

 


      Ведущее место в ремесленном производстве получили отрасли агропромышленного комплекса: шелководство, хлопчатобумажное производство и маслоделие. Из хлопка пряли нити и ткали различные ткани, высоко ценящиеся на международном рынке. Из кунжутных и хлопковых семечек производили масло.

 


Постоянное присутствие в Мавераннахре кочевников-скотоводов создавало устойчивый механизм взаимодействия оседлого и кочевого населения — скотоводы привозили на базары мелкий и крупный рогатый скот, домашнюю птицу, продукты охотничьего промысла, а взамен получали конскую сбрую, седла, одежду, луки со стрелами, краски, ювелирные изделия, лекарства, посуду, изделия из дерева, хлопка, шелка и многое другое. Значительную роль кочевники-скотоводы играли и в развитии торговли. Они брались сопровождать караваны, предоставляли скот для питания и в качестве транспортного средства. Целые роды специализировались на караванной торговле.

При Саманидах круто изменилась языковая ситуация в Мавераннахре. Широко начал внедряться арабский язык, как язык науки и религии, а персидский — оставался государственным и литературным языком. Древний язык местных народов согдийский, постепенно утрачивал свое значение, а затем и совсем исчез.

Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч приобрели славу мировых центров науки и культуры. Арабский язык дал возможность познакомиться с достижениями греческой философии, а персидский – с персидской поэзией и общественно-политической литературой. Подлинным центром науки стала Бухара – столица Саманидов. Здесь были прекрасные книжные базары и лавки, где встречались и общались писатели и ученые. Здесь провел молодые годы Ибн Сина (Авиценна), который нашел сочинение Фараби в одной из книжных лавок, в которой было изложено учение Аристотеля. В XII в. «Медицинский канон» Ибн Сины был переведен на латинский язык и в 1473г. напечатан в  Милане. «Канон» выдержал 30 изданий. В истории медицины Ибн Сина стоит рядом с Гиппократом и Галеном, а его работы в течение 400 лет служили учебниками по медицине во всем цивилизованном мире.


В эмирском дворце была одна из лучших библиотек того времени. Здесь слагали свои стихи Рудаки и Дакаки, писал свою ценнейшую книгу историк Наршахи.


      В Мавераннахре эпохи Саманидов сформировался синтез греческой научно-философской школы, арабской географии, персидской истории и среднеазиатской медицинской и математических школ. Здесь собралась группа талантливых ученых.


      Начало алгебры связано с именем аль-Хорезми. В математике сохранилось его имя в виде термина «алгоритм», а его труды «Астрономические  таблицы» и «Трактат о солнечных часах», переведенные на латинский язык, явились значительной вехой в развитии мировой математики и астрономии.


      Абу-Наср ал-Фараби был всесторонне образованным человеком своего времени, ученым-энциклопедистом. Учение Фараби о познаваемости мира имело огромное значение для разработки естественнонаучных концепций прогрессивных мыслителей Средней Азии.


ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)

читать далее…>>>


Свежие комментарии

    НАШ АДРЕС В РОСИИ

    НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

    ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

    © 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

    УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005