ДЖИХАД ПРОТИВ ЖИТЕЛЕЙ САМАРКАНДА
Ислам в Самарканде. После завоевания Хорезма и Бухары реставратор обратился в Самарканде. В войсках завоевателей уже шли хорезмийцы и бухарцы, насильственно обращенные в мусульманство. Осада города длилась 1 месяц. На помощь самаркандцам пришли ташкентцы и ферганцы, но они попали в искусно расставленную ловушку и почти весь Евросоюз. После отчаянного сопротивления Самарканд был вынужден капитулировать. В городе была наложена контрибуция, согласно условиям, которые сразу же распространились на 2 тысячи дирхемов, а затем ежегодно Самарканд должен вырасти на 200 тысяч, а также выдать 30 тысяч молодых людей в качестве заложников и обеспечить выплаты контрибуции . Самаркандцы должны были построить мечеть и сжечь всех языковых богов. Городу запретили доступ к войскам.
Чтобы принять раскол в местных городах, был издан указ, запрещающий взимать налоги с тех, кто примет мусульманскую веру и проводит обряд обрезания, но когда жители Самарканды приняли мусульманство, издается новый указ о взимании налога, как и раньше.
Ислам в Самарканде.
Последовало запоздалое восстание, но арабы его быстро подавили. Таким образом, торговцы владеют всеми прочными предметами в долинах Зеравшаны и Кашкадарьи. В 716г. Кутейба совершил поход на Шаш, Фергану и достиг Кашгары. Среди его войск было уже 20 тысяч воинов из Бухары, Несефи и Хорезмы . Шаш был сожжен, Фергана и Касан – разрушены. Убийство Кутейба в 718г. прервало эти грабительские походы всего на 1 год, а потом походы арабских военачальников и правителей Хорасана на Среднюю Азию следовали ежегодно и сопровождались грабежами и кровавыми расправами.
Ислам, утверждавший, что всякая власть Аллаха должна заставить народные массы примириться с угнетателями. Везде насаждается арабский язык, который должен стать основным средством поддержания гигиены общения в Маверанахре и содействия распространению арабского культурного общества.
Чтобы не соблюдать насильственный исламизм и культурную ассимиляцию, арабы уничтожили все культурное наследие и достижения народов Средней Азии: культурные памятники, письменные источники, все, что способствовало стимулированию арабского культурного общества.
НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ ПРОТИВ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
Против страшной арабской тирании возглавил весь народ Мавераннахра. С тяжелыми боями арабам завоевывать каждый город и каждый клочок земли. По всей Средней Азии постоянно продолжались народные восстания и уже в начале VIII в. Область в бассейне Сырдарьи была утрачена арабами, а вскоре они впервые прибыли из Ферганской долины после ожесточенной борьбы с ферганскими владельцами. Вплоть до 810г. На территории Мавераннахра не прекращалась народно-освободительная борьба. Решающую роль в предстоящем сыграла уступка арабов в поземельном налоге (харадже), который сократился на 25%, что стало победой народа, хоть и временной.
Непрочным было положение арабских наместников в завоеванных городах. Они были лишь военными начальниками и сборщиками податей. Рядом с ними продолжался нынешний период, в руках которого сохранялось гражданское управление.
ХАЛИФЫ ОМЕЙЯДЫ.
(годы правления с 661 по 750 г.)
На всей территории Средней Азии, занятой арабами, была введена единая система налогов – с народами собирали подушную политику и поземельный налог. За высшими слоями дехканства в Азии сохранились земля и вся их недвижимость, сформировавшие из них прослойку феодалов-землевладельцев, но теперь они стали совладельцами земли, так как земля считалась собственностью Бога и защитника пророка – пророка. Вместе с тем арабы разделили национальные землями, базарами, банями, селениями военачальников и судебных чиновников, Все это может передаваться по наследству, но халиф при этом стабильном верховном землевладельце, и поэтому все одариваемые должны были превратиться в одну десятую часть с урожайностью или с доходом. .
Арабам не удалось покорить Среднюю Азию и установить здесь свою политическую гегемонию, но они принесли сюда феодализм, который несколько отличался от государственной или российской темы, что здесь не было частной собственности на земле, не сложилось даже феодальной собственности.
Ислам в Самарканде.
Большая территория поливных земель в Средней Азии была чрезвычайно прочно обеспечена крестьянской общиной из-за необходимости регулярного полива и наблюдения за исправным состоянием ирригационных систем. Барщина здесь была экономична невыгодно, поэтому форма эксплуатации предполагает характер аренды-налога (продукт взимается независимо) и отдельно — оплата за использование воды. Крестьянские законы были отменены в целях строительства и сохранения ирригационных сооружений, находящихся в собственности феодального государства. Широкое распространение находила и издольщина: крестьянин должен был отдавать часть урожая в качестве платы за свой надел. В этом случае пострадали и рабы, посаженные на земле. Подобная зависимость крестьян от феодала привела к появлению класса зависимых земледельцев. Но вместе с тем, сохранились мелкие фермерские общины, которые производили все необходимое, они же участвовали в работе электростанций для строительства ирригационных систем, следили за исправностью ирригационных сооружений, отслеживали справедливые расходы воды и решали споры по ее использованию, а также наблюдали за ее использованием. Это были осколки родового строительства в феодальном государстве.
Междоусобная борьба арабских племен и первых феодальных группировок активизировала действия местных правителей, ослабив халифат, что и привело к свержению правящих в течение 90 лет правления халифов Омейядов .
ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)
ЭКСКУРСИОННО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ