Комплекс Кусама ибн Аббаса, древнейшее ядро ансамбля, многократно перестраивался, дополнялся новыми сооружениями вплоть до XIX в. (проходные помещения при Большой мечети).
Дверь, ведущая в комплекс, выполнена мастером Юсуфом Ширази в 1404-1405 гг. (дата 807 год хиджры и имя мастера вырезаны на двери). Дверь изготовлена из карагача, украшена резьбой. Не сохранилась инкрустация различными породами дерева и слоновой костью. В верхней части обеих створок двери имеются надписи – на правой: «Двери рая, широко открытые для правоверных»; на левой – «И милость вечная для милостивых».
Над входом большое мозаичное четырехугольное панно, в котором надпись: «Сказал пророк арабский, хашимитский, корейшитский, мекканский, мединский, привет ему: «Ал-Кусам-ибн-ал-Аббас больше всех людей похож на меня внешностью и характером». («Зодчество Узбекистана. Материалы, исследования».Вып.II,Т.1970 г.)
За дверью находится минарет XI в. Облицовка основания минарета выполнена набором из фигурных шлифованных кирпичей, характерным для XI в. Внутри минарета есть лестница.
Из толщи кладок при входе в зиаратхону (помещение для обряда поклонения) выступают деревянные детали — это фрагменты архитектурного комплекса XI в. Они — свидетельство высокого искусства резьбы по дереву, которым владели среднеазиатские мастера.
Древнейшими частями комплекса (помимо минарета и остатков помещения XII века, которые были открыты у входа в зиаратхону) являются также гурхона (усыпальница), связанное с ней основание стен зиаратхоны, чилляхона (комната для проведения сорокадневного поста), находящаяся под зиаратхоной.
Комплекс Кусама ибн Аббаса — Гурхона
Гурхона – небольшое помещение (3,6 – 3,75 м) в основе своей сохранилось с XI в. Оно несет на себе следы ремонтов (выстилка из кирпича на наружной поверхности купола, ремонтная кладка в восточной стене, заложен арочный вход в южной стене, в XIV в. стены покрыли алебастровой штукатуркой, которая скрыла кирпичный декор интерьера, в XV в. выложена панель из крупных терракотовых плит с рельефной росписью). В XIV в. в большой проем вставлена деревянная решетка, в 80-е годы XIV в. в гурхоне установлено новое надгробие. Путешественник Ибн Батута, посетивший Самарканд в 30-е годы XIV в., описывает деревянное надгробие, украшенное драгоценными камнями, обитое по углам серебром. И решетка и надгробие — еще одно свидетельство высокого искусства среднеазиатских резчиков по дереву и керамистов.
В шестиугольнике панджары, отделяющей гурхону от зиаратхоны, надпись: «Гнет из сердца от поклонения к тебе исчезает. Достойным становится от поклонения к тебе каждый недостойный. Цари кладут головы на твой порог. Предмет желания обоих миров становится из-за тебя доступным».
«В таком виде, почти без всяких перемен, гурхона находится уже пять столетий» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда«).
Одна из надписей на надгробии утверждает: «И никак не считай мертвыми тех, кто убиты на пути Аллаха. Нет, они живы!» На надгробии указана дата смерти Кусама ибн Аббаса -57 год хиджры (т.е. 676/677 гг.) Археологическими раскопками в гурхоне захоронение, относящееся к VII в., т.е. ко времени смерти Кусама ибн Аббаса, не обнаружено.
На 4-й ступени надгробия надпись: «Этот высочайший из дворцов, освещающий сердца, распространяющий свет и привлекающий благочестивых. Для них сады, где внизу текут реки. Это могила Кусама, сына Аббаса, вдохновленного беседой с господином руководителей и осчастливленных Пророком людей и духов, посланником Аллаха и наставников, да будет им доволен Аллах и да ниспошлет ему мир».
Зиаратхона за прошедшее со дня ее возведения (XI в.) время во многом изменилась. В 1334-35 годах (дата эта указана в подкупольной части) заново возведен купол, подкупольная часть, в XIV в. расписаны стены (стены расписывались также в XV и XIX вв.), в XV в. нижние части стен были облицованы шестигранными плитками с мозаичными медальонами.
В XVI в. три симметричных проема на южной стене связывали зиаратхону с гурхоной и кладбищем. Главный вход в нее находился на северной стене напротив двери в гурхону (он и сейчас является таковым). В XV в. был сделан еще один вход из мечети.
Сохранились на стенах остатки некогда великолепного живописного убранства, напоминающего ковры. В настоящее время росписи прорисованы реставраторами. В подкупольной части сохранился сложный глубокий узор с глазурью отличного качества, покрывающий сталактиты. За сталактитами скрыта конструктивная кладка, осуществляющая переход от квадрата стен к куполу. Купол зиаратхоны отреставрирован в 1959-1960 гг.
Поярусное декоративное оформление интерьера, имеющее место в зиаратхоне (панель; панно над панелью, окаймленные прежде широкими бордюрами, выделявшими этот декоративный ярус; восьмигранник; купол), характерно и для других мавзолеев ансамбля.
Композиция декора построена на контрастном сопоставлении росписи стен с голубовато-зеленой гаммой керамических облицовок восьмерика и купола.
Мечеть в комплексе Кусама ибн Аббаса — одно из наиболее поздних сооружений. Она датируется XV в. Таким образом, мечеть от зиаратхоны отделяют почти два столетия. Разница во времени наглядно ощутима: мечеть более просторная, переходная конструкция от стен к куполу иная, чем в зиаратхоне; трехкупольное перекрытие на параллельных подпружных арках и щитовидных парусах.
В западной стене мечети находится обязательная для всех мечетей ниша — михраб, ориентирующая молящихся в сторону Мекки. Михраб обильно украшен эпиграфическим орнаментом. Эпиграфический орнамент вообще характерен для культовых зданий, связанных с исламом, так как «в отличие от христианства и буддизма ислам отказался от изобразительных образов для пропаганды своих идей. В связи с этим в культовых зданиях был необходим какой-то эквивалент, который принял бы идейную нагрузку. Эта роль была отведена эпиграфике — надписям преимущественно коранического содержания. Так родился вид орнамента, неизвестный в Европе.» («Всеобщая история архитектуры». Л., 1969, т.8, стр.21).
АЛЬ САМАРКАНД — ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]