В конце XII в., на территории современной Монголии и Читинской области, вплоть до Енисея, проходил быстрый процесс, захвативший большое число племен — поглощение одних народов другими. Уничтожались целые племена и народы. Формировалась новая гигантская этническая общность, из которой образовались татаро-монголы. Среди них были и такие крупные племенные объединения, как ойраты, дурбени, барины, кераиты, онгуты, буряты и племя, из которого вышли Тимуриды – барласы. На востоке этим потоком были захвачены тунгусо-манчжурские племена, а на западе – тюркские. В 1126г. под господство монголов перешли уйгуры Кашгара, которые дали им свою древнюю письменность, а от монголов, в свою очередь, были заимствованы ряд китайских и монгольских слов, вошедших затем в тюркские языки.
В это же время среди монгольских племен возвышается род Есучая, сын которого Темучин, собрав отряд кочевых воинов, разгромил татар и присоединил их к монголам, в связи с чем, европейцы стали называть все племена, объединенные под властью Темучина, татаро-монголами. Дружина Темучина превосходила своих соперников сплоченностью, вооружением и верой в свое божественное предназначение и божественное происхождение своего предводителя, почему и добилась объединения огромного числа народов в центре Азии, которые стали называть себя монголами.
«АЛЬ САМАРКАНД ТРАВЕЛ» — ИСТОРИКО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН.
Монголы исповедовали шаманизм, и колдовство шаманов считали божественным установлением. Небо считалось высшим существом («тенгри») и первоисточником жизни. Небо видит все поступки человека и знает все его помышления, без его покровительства человек не может жить. От союза неба с землей родился огонь, который пользовался особым поклонением и благоговением монголов. За оскорбление огня полагалась смертная казнь. Считалось преступлением бросать в огонь какие-нибудь нечистые вещи, плевать в него или гасить его водой.
В Монголии было огромное число божеств, и чтобы почтить всех их, надо было принести триста тридцать жертв, поэтому понятно, что особым покровительством богов пользовались только богатые люди, которым это было по средствам. Шаманизм в Монголии превратился в вероисповедание кочевого феодального общества, которое обеспечивало нойонам небесное благословение и тем самым укрепляло их влияние в среде зависимых нукеров и закрепляло основы феодальной системы.
ТЕМУЧИН
Военно-феодальная система кочевой империи Темучина была основана на разделении всех монгольских племен на военные округа – «тысячи», в обязанности которых входило содержание 5-10 тысяч юрт, т.е. около 50 тысяч человек. Это были своего рода удельные княжества, во главе которых стояли бахадуры или нойоны, обязанные выступать на войну по первому призыву при полном боевом снаряжении и со всеми необходимыми запасами. Свои тысячи получили, и сыновья Темучина – Джучи, Чагатай, Октай (он был известен также под именем Угэдея) и Тули. Права на тысячу были поставлены в зависимость от личной преданности, верности в службе, рвении и послушании.
При такой организации монголы уже насчитывали 200 тысяч человек боевой дружины, не считая тех, которые находились в распоряжении наместников покоренных стран. Эта армия готова была не раздумывая, выполнить любое приказание Темучина. Он теперь мог провозгласить себя неограниченным властителем всей орды, т.е. всех монголов. Уверенный в своих вооруженных силах, Темучин мог допустить и «свободное» народное волеизъявление, каким по обычаю предков были курултаи.
ВОЕННЫЙ СОВЕТ ЧИНГИСХАНА
Курултай собрали быстро, правда, все обратили внимание, что это был скорее военный совет, нежели народное собрание. Со всех концов Монголии прибыли тысячи Чагатая, Угэдея, Тули и Джучи. Жена Тимучина явилась в сопровождении всадников собственной орды, которые на правах гвардии, окружили его шатер. Войска Субудая (первый соратник Темучина в создании монгольской империи) поставили свои юрты в девяти шагах от главной юрты.
В назначенный день и час 1205г. Темучин открыл курултай. Его шатер, красовавшийся на возвышении, поддерживался золотыми копьями и был открыт со всех сторон. По лестнице, составленной из спин знатнейших пленников, он взошел на трон и воссел, окруженный сыновьями, родственниками, бахадурами, близкими людьми. Главный шаман объявил всенародно, что «небо» повелевает Темучину принять титул Денгиз-хана, т.е. властителя океана («неба») и выразил уверенность, что имя это перейдет из века в век и принесет счастье всем детям Монголии. Впоследствии на разных языках это имя трансформировалось в Чингисхана.
На курултае была принята «Яса» — свод законов, который практически определял в последующие триста лет все виды правовых отношений: государственных, религиозных и бытовых. Этот свод законов действовал в Монголии среди монгольских и части тюркских племен, в Чагатайском улусе в Средней Азии и Золотой орде, распоряжавшейся судьбами русских княжеств до Куликовской битвы.
Яса установила привилегированное сословие тарханов (монгольская аристократия), снабженное тарханными грамотами, позволявшими им входить в ханский шатер без предварительного разрешения и безнаказанно совершать девять раз каждый вид проступка, за каждый из которых, простолюдину полагалась смертная казнь. Привилегия эта была наследственной и переходила из поколения в поколение до 9-го колена. Тарханы были освобождены от податей, а вся добыча, захваченная ими на войне или на охоте, становилась их собственностью.
ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН