Паломнический тур — «Суфизм»

Узбекистан
8 дней
Круглый год
Макс. гостей: 60

Паломнический тур — «Суфизм»

Узбекистан
8 дней
Круглый год
Макс. гостей: 60
Описание

Суфизм — Тасаввуф

Суфизм (араб. тасаввуф, от суф — шерсть) — мистико — аскетическое учение в исламе, начало зарождаться как протест против богатства, но протест пассивный. Верующие покидают город и едут в сельскую местность, очень аскетический образ жизни: постоянные молитвы, посты, добыча пропитания только на один день, помощь кому-нибудь — кому-нибудь в хозяйстве.

В результате к аскетизму примешивается мистика, начинают задумываться о праведной жизни. Стали появлялись группы аскетов — мистиков, называющих себя «захидами» (нищий, бедняк). Они составляли одежду из верблюжьей шерсти – «хирка» — халат с длинными рукавами, подвязанной веревкой.

К XII в. сложилось 12 основных братств, в строгой иерархии: шейх (пир) — от арабского слова «шаха» («старец») — почётное звание шиитских и суннитских богословов. Шейх – это наставник в суфизме, под руководством которого проводится обучение начинающих.

Существовало 3 ступени подготовки муридов (учеников): шариа – состояние внутренней самодисциплины; тарикат («путь к истине») – методического мистического познания; хакикат – «истина», реальное, историческое событие. Только после прохождения этой ступени можно было стать заместителем шейха. Тем временем шейхи стали богатыми и влиятельными людьми в государстве. Их муридами (учениками) были ханы, султаны, крупные феодалы.

Суфизм в Средней Азии

Специфической чертой суфизма в Средней Азии было то, что он не выступал как ересь и оппозиция исламской доктрины, а действовал в рамках сунны и шариата, т.е. был абсолютно законен. Здесь в начале XII в. возникло самостоятельное мистическое течение в исламе получения титула   ХОДЖАГОН  (от персидского – хваджа – господин, хозяин).

В странах распространения ислама ходжа – почетный титул духовных лиц, состоятельных чиновников, феодалов, а в некоторых случаях – поэтов и писателей; форма обращения к учителю. Звание -ходжа- содержащих членов братства Ходжагон (не путать с -хаджи-: мусульманин, совершивший хадж).

Абд ал — Халика ал — Гиждувани

Цепь духовной преемственности (силсила) в братстве Ходжагона возводится к его основателю Абд ал — Халику ал — Гиждувани (1103 — 1179 гг.). Он достиг больших высот в исламских науках, святости и благочестии.

По свидетельству письменных источников, знаменитый богослов постоянно добивался того, чтобы в Мавераннахре (араб. — территория между реками Сырдарья и Амударья) ограничилось противостояние мусульманских течений, сделав акцент на чистоте религии.

Он призывал сограждан просвещению, благородству помыслов и дум, честности в делах, гуманизму. Им был создан строгий кодекс поведения для своих последователей: сторониться лже суфьев, совершать намаз со своей общиной, не стремиться быть имамами или муэдзинами, быть скромными, незаметными, следить за своим внешним видом, ни с кем не спорить, не стремиться к известности.

Гиждувани во многом развил духовное учение Юсуфа ал-Хамадани, продолжателем и сподвижником которого он стал, сформировал правила, Конгресс на основе Тарикаты Ходжагона, под которым в мировой исламской литературе понимается духовная цепочка (силсила) дервишского ордена Накшбандия.

Ал — Гиждувани похороны в городе Гиждуван у ног своей матери. Рядом с его могилой в 1433 г. по приказу Мирзо Улугбека (внука Тамерлана) были построены медресе, мечеть и минарет. Мазар Абд ал — Халика ал — Гиждувани превратился в место паломничества мирового значения.

Мистическое движение Ходжагона, зародившееся в Бухаре, охватило большинство суфийских общин, завоевало главенствующие позиции, и его постулаты стали основным духовным руководством в жизни общества.

Его ряды сплотили огромное количество последователей, большинство из которых были людьми неординарными и оставили незабываемые следы в истории государства.

Это знаменитые «семь пиров Ходжагона — Накшбанди», родившиеся в округе Бухары, прожившие здесь свою славную жизнь и похороненные на своей родине. Их могилы сегодня являются местами паломничества для правоверных мусульман во всем мире.

Ходжа Мухаммад Ариф ар-Рифгари

Одним из наиболее достойных продолжателей традиции и практики Тариката Ходжагон, а также продолжателем шейха Абд ал — Халика ал — Гиждувани был Ходжа Мухаммад Ариф ар-Рифгари или святой Ходжа Ариф «Мохи — тобон», ставший вторым из семи пиров Бухары.

Он прожил долгую и праведную жизнь, умер в возрасте 103 лет в 1259 г. и похоронен в родном селении Ривгар в 38 км. от Бухары. На месте его упокоения вырос мемориальный комплекс.

Ходжа Махмуд Анжир — Фагнави

Третьим Пиром Бухары был признанным авторитетом Мавероннахра – Ходжа Махмуд Анжир — Фагнави, родившийся в селении Фагнави в 20 км. от Бухары. Фагнави стал продолжателем духовной суфийской традиции после Арифа ар-Рифгари, чьим учеником он был на протяжении долгого времени.

Говорят, что характер у знаменитого суфия был спокойный и не гневливый (его сравнивали с пророком Мусой). Он в совершенстве владел ремеслом плотника и этим зарабатывал себе на жизнь даже после того, как занял место своего учителя Арифа ар — Рифгари и обрел право на то, чтобы поставить людей на путь истины.

По разным сведениям умер Ходжа Махмуд либо в 1286 г., либо в 1307 г. и похоронен в селении Анжирбог («инжирный сад»), где родился и провел всю свою праведную жизнь. В настоящее время над могилой святого возведены мавзолеи строгих форм, рядом построена мечеть.

Ходжа Али Ромитани

Один из самых известных духовных наставников школы Ходжагон, прозванный в народе Азизон («Почтенный шейх») – Ходжа Али Ромитани или Ходжа Азизон родился в 20 км от Бухары в довольно большом городе Рамитан в 1195 г.

Он всю свою жизнь прожил в селении Кургон, где в совершенстве владел мастерством ткача. Али Рамитани был духовным учеником Ходжи Махмуда Анжир-Фагнави, от него получил духовное посвящение и впоследствии стал четвертым из семи пиров Бухары. Ходжа Азизон был широко известен своей незаурядной мудростью и одаренностью.

Мы выносим множество высказываний, заботливых контролеров из поколения в поколение, как устно, так и письменности. Так одно из них: «Следи за собой в двух видах действий – когда говоришь и когда ты». О лекарском даровании Рамитани ходят легенды, однако сам он утверждал, что не лечил людей по своему усмотрению, делая это по указанию Всевышнего.

Великий суфий всю жизнь питался исключительно ткацким ремеслом, постоянно отвечая отказом на просьбу оставить свое убогое жилище. Умер Ходжа Азизон в возрасте 126 лет в своем родном селении на руках у двоих своих наставников. Над могилой шейха воздвигнут мавзолей, построена пятничная мечеть и ряд других построек для приема паломников.

Ходжа Мухаммад Баба — и — Самаси

Пятым в духовной цепочке святых пиров Бухары был знаменитый суфий — мистик, приверженец школы Ходжагон — Ходжа Мухаммад Баба — и — Самаси (в некоторых источниках — Симаси). Он родился в 1259г в селении Симас в 15 км. от Бухары.

Одним из главных достижений Учителя считается предопределение прихода одного из замечательных учёных-суфиев, основателя одного из самых популярных течей Тариката Ходжагона Баха ад — Дины Накшбанда.

Он поручил Амиру Кулалу, ставшему к тому времени его преемником, учить и посвящать Баха ад — дина в таинстве Тарикаты Ходжагон. Ходжа Баба-и-Самаси скончался в 1354 г. в возрасте 95 лет, окруженный своими учениками и последователями. Его захоронили в селении Симас-Ромитанского района. Над могилой возведен мавзолей, построена мечеть и ряд построек для приема паломников.

Ходжа Сайид Амир Кулал Бухари

Шестым пиром в духовной преемственности Тариката Ходжагонбыл  Ходжа Сайид Амир Кулал Бухари , прозванный Калоном («Великий») – ученый – богослов ханифитского толка, суфийский-муршид (араб. – наставник), духовный наставник Баха ад – дина Накшбанда. Он родился в 1287 г. в местечке Сухар в 11 км. от Бухары в семье потомственных гончаров.

К 15 годам молодой человек занимался народной борьбой кураш и добился на этом поприще значительных успехов. На одном из его поединков и произошло знакомство с его будущим духовным наставником шейхом Мухаммадом Баба-и-Самаси.

На следующий день Амир Кулал дал разрешение шейхе стать его послушником, и 20 лет он провел в служении своему шейху, два раза в неделю преодолевая расстояние в 25 км. между Самасом и Сухаром, чтобы сопровождать любимого учителя. Прошло время, Саид Амир достиг предела совершенства и был посвящен, а вскоре стал четвертым заместителем шейха Мухаммада Баба-и-Самаси. Именно тогда шейх и доверил ему дальнейшее воспитание своего «духовного сына» Баха ад — дина Накшбанда.

Имея огромное количество последователей, Амир Кулал часто проводит время в выступлениях и проповедях. Прожив около 90 лет, он умер в 1370 г. и был похоронен у себя на родине, где и прожил всю жизнь. Сегодня на месте захоронения его – мемориальный комплекс.

Шейх Бахааддин Накшбанди

Баха ад — дин Накшбанд — предпочтительный представитель среднеазиатского суфизма. От ремесла, которым он является лишь (Накшбанд – резчик-чеканщик), появилось название мистического суфийского братства Накшбандия.

Накшбанд заложил организационные основы братства, хотя, согласно традиции, не считается ее основателем, являясь лишь седьмым по счету пиром. Вместе с постижением суфийской мудрости Бахааддин подвергся лишь ремеслом.

Он не пошел по пути большинства дервишей, которые вели бродячий образ жизни и подаяния. Став духовным руководителем Тарикатой Ходжагоном, Бахааддин взял на себя роль реформатора ордена дервишей — суфиев. Он победил против аскетизма, против отказа от мирских дел, призванных к труду и знанию.

В своем родном кишлаке он занял земледелие, засеяв небольшой участок пшеницей, ячменем и машем. В одном из его высказываний говорится: «Сердце — Богу, руки — труду».

У него не было ни дома, ни жены, ни земельной собственности, а на вопрос о причине превращения его в раба он ответил: «Жить рабом Божьим и господином несовместимо». Большую часть времени Баха ад — дин проводил за чтением суфийской литературы, а также книг по истории и философии, математике и астрономии, медицине.

Проанализировав суфийские течения, он пришел к выводу, что чем больше теоретиков суфизма рассуждают о путях единения с Богом, тем дальше они выводят истинных мусульман из ислама. Баха ад-дин решил построить свой путь суфия строго по священному писанию.

Он отменил показную набожность и обрядность, водящие в сторону истинного мистика: сорокадневные посты, бродяжничество, нищенство, публичные радости с музыкой, пением, танцами. Баха ад — дин возродил и продолжает традиции и взгляды Абд ал — Халика Гиждувани, добавляя к его основным 8 правилам толкования еще 3.

Он придает большое значение различию между простым человеческим заблуждением и умышленным нежеланием победить правильным путем. Самый последний он считал самым большим грехом. Он не терпел обмана и тех людей, которые ставят себя выше окружающих.

Заболев и предчувствуя смерть, Баха ад-дин отправился в один из караванов — сараев Бухары, где и скончался в марте 1389 г. Вокруг могилы шейха Бахаатдина Накшбанди с XVI по XIX вв. сформировался огромный мемориальный комплекс, представляющий собой посещение посещений верующих и туристов.

ЯСАВИЯ

Братство бродячих проповедников — суфиев — ЯСАВИЯ, организационно оформилось в Средней Азии к началу XIII в. Считается, что основателем братства был Ахмад ал — Ясави (ок. 1105 — 1166 гг.) — среднеазиатский суфийский поэт, основатель тюркской ветви среднеазиатской школы суфизма.

Культ Ясави был широко распространен среди оседлого и кочевого населения Средней Азии, массы верующих посещали последний комплекс в городе Ясы (мавзолей, мечеть и обитель), возведенный над его могилой Тимуром (Тамерланом) в 1398-1401 гг. Дается прозвание Ясави – «Хазрат-и Туркестан» («Владыка Туркестана»).

В годы правления Амира Тимура над мазаром (место поклонения) Зайн ад-дина Куи-Арифани (Зайнад-дин Баба) в Ташкенте также возводится мавзолей. Настоящее его имя Айходжа, а прозвище Зенги-ата. Он был учеником и последователем Ахмады аль-Ясави. Год рождения его неизвестен, год смерти – 1258.

В середине XVI в. очень почитаемым в Средней Азии был религиозно-политический деятель, глава суфийского братства Ясавия — Касим-шейх Азизан Карминаги. Он родился в городе Кармина, вступившем в состав Бухарского ханства.

После смерти главы этого братства шейха Худайдада (1532-33 г.) его обязанности по разумному братству перешли к Касим-шейху. Он стал духовным наставником бухарского правителя Абд Аллах-хана (1557-1598 гг.). Касим-шейх прославился своей миротворческой территорией в период междоусобной борьбы потомков Шейбани-хана. В последней трети XVI в. был возведен мемориальный комплекс у могилы Касима-Шейха, умершего в 1578-79 гг. Архитектурный ансамбль, расположенный в южной части города Кармана, рядом с древним кладбищем, носит имя Касым-шейха.

СУХРАВАРДИЯ

Суфийское братство – СУХРАВАРДИЯ – сложилось в Багдаде на рубеже XII — XIII вв. Основателем его был Омар ас-Сухраварди (умер в 1234 г.) – суннитский богослов, проповедовавший умеренные суфийские взгляды и активно участвовавший в политической жизни Багдада.

В Средней Азии последователем теории и практики Сухравардия считается Шамсад-дин Кулал. Во время хаджа в Мекку он приобщился в суфийских центрах Ирака к Тарикату Сухравардии и стал распространять это учение в Мавераннахре.

Большинство источников сходятся во мнении, что шейх Кулал был духовным наставником Амиры Тимуры (Тамерлана) в его молодые годы. Кулал продолжительное время жил и проповедовал в городах Карши и Кеше (Шахрисабз). Он сыграл решающую роль в приобщении к исламу проживавших здесь чагатайских родов.

В первые годы своего правления Тамерлан возводит над могилой шейхи мавзолей в Шахрисабзе. Это отмечено конвенцией шейха-суфия Шамс ад-дина Кулала в качестве мусульманского святого и создания культовой традиции его почитания. Практически одновременно Амир Тимур возводит в Самарканде мавзолей для другого суфийского шейха Нура ад-дина Басира.

От рождения он был слепым. По преданию, Нурад-дин, благодаря своей святости, обрел зрение. Он проповедовал суфийское учение в Самарканде в период возрождения города после разрушения его монголами. Имел высшую духовную степень суфиев – Кутби Чахар — дух, что означает «Четырнадцатый полюс мира». Нурад-дин Басир умер в 1249 г. И был похоронен в Самарканде.

В середине XIV в. Почитание шейха Басира традиционного ислама было настолько велико, что, по словам современников, благочестивые люди и прогрессивные деятели проходили мимо его погребения пешком и даже снимали обувь.

Шейх Бурхан ад-дин Сагарджи

Один из самых крупных персон Сухравардия рассчитывал на XIV в. – шейх Бурхан ад-дин Сагарджи. В 1345-46 гг. Известный арабский путешественник Ибн Батута встретился с ним в Китае, в Пекине, во дворце монгольского хана – правителя Китая. Здесь шейхи были признаны «главой мусульман» (садр-и джихан), здесь же он и умер. Сагарджи завещал сыну перевезти свой прах в Самарканд и похоронить рядом с мазаром Нур-ад-дина Басира, «ниже его ног».

Личность самаркандского шейха Нур ад-дина Басира имела большое значение для Сагарджи. В 80-е годы XIV в., учитывая святость шейха Бурхан ад-дина Сагарджи общепризнанной, Амир Тимур возводит мавзолей над своей могилой, известной как мавзолей Рухабад. Целый ряд наблюдателей отметили, что неслучайно мавзолеи шейхов Басира, Сагарджи и Гур-Эмир были расположены на одной оси.

Программа тура

Паломнический тур по святым в местам в мире ислама. Прибытие в международный аэропорт Ташкента. Вас встретит представитель нашей компании с табличкой. Туристический автотранспорт доставит вас в гостиницу. Размещение по приезду.

После завтрака в гостинице ваш паломнический тур завершится посещением культово-мемориального комплекса Зенги-Ата (60км). Ансамбль восстановился у погребений шейха Зенги-ата и его жены Амбар-биби (XIV-XIXвв).

Возвратившись в Ташкент, вы отправитесь к окончательному культовому ансамблю Шейхантаура, который сформировался вокруг мавзолея Шейхи Хавенди Тахура (XV-XIXвв). Вы посещаете медресе Баракхана (1531-32гг), где в настоящее время располагается Духовное управление мусульман Узбекистана и Исламский университет.

Здесь, в временной библиотеке, хранятся редкие собрания Коранов и сборники хадисов. Рядом находится мавзолей выдающегося радиоактивнеда шафиитского толка, хадисоведа и комментатора Корана, почитаемого духовного лица Мухаммеда Абу-БакраКаффаль-Шаши (ум.вXв) возведенный во 2-й час ночи XVIв.

После завтрака — переезд к ж/д вокзалу. Вы отправитесь в Бухару электропоездом (ок. 4-х часов в пути). Автотранспорт доставит вас в гостиницу. Размещение по приезду.  Затем вы  отправляетесь к загородному культовому мемориальному комплексу, к некрополю святого Шейха Бахааддина Накшбанди.

Позавтракав в гостинице, вы отправляетесь к мазарам (место поклонения) «семи пиров» Бухары: Ходжа Сайид Амир Кулал (5км), Ходжа Мухаммад Баба-и Самаси (55км), Ходжа Али Рамитани (35км), Ходжа Махмуд Анжир Фагнави(12км), Ходжа Ариф Рифгари (20км), Абд ал-Халик Гиждувани захоронен в Гиждуване (50км).

Далее ваш путь лежит в городок Кармана (80км), где вы посетите мазар Касим-Шейха Азизан Карминаги. Переезд в Самарканд (160км). Размещение в гостинице по приезду.

После завтрака в гостинице ваш паломнический тур продолжается посещением Мазара, известного в разных странах Востока видного представителя суфизма 2-й половины XVв и началаXVIв – Ходжа Ахмада Косони или Махдуми Азама Дахбети (18 км).

Напротив Мазара устанавливается окончательный культовый комплекс Аль-Бухари, воздвигнутый вокруг захоронения имамы Исмаила аль-Бухари (810-870гг) – корифея науки о хадисах (воспоминания о словах и делах Пророка), который чтит весь исламский мир.Его знаменитый свод хадисов «Ал- Джами ас-Сахих» («Истинное собрание») считается вторым после Корана мусульманского вероучения.

42 года аль-Бухари путешествовал по Востоку и собирал хадисы стран мира. В «Аль-Сахих» вошли 7215 хадисов из 600000, находившихся тогда в ходе. Аль-Бухари знал наизусть 300000 хадисов, написал более 15 сочинений по хадисоведению, фикху (право), истории и филологии.


Вернувшись в Самарканд, вы отправитесь к могиле святого шейха Нуриддина Басира или Кутби Чохардахум (ум.в1242г) на кладбище Шах-и-Зинда.

Затем вы посетите мавзолей Гур-Эмир (1404-1405гг, присоединения XV-XVIIвв) – династическую усыпальницу Тимуридов по мужской линии. Здесь захоронены Амир Тимур (Тамерлан), его сыновья и внуки, а также покоится прах духовного наставника Амира Тимура – ​​Мир Сайида Барака, умершего и похороненного в 1404г в городе Андхуд в Афганистане.

По завещанию Тимура («захоронить его у ног его пира») были перезахоронены останки его наставника Мира Сайида Барака. Напротив мавзолея Гур Эмир находится еще один почитаемый в народе мазар – мавзолей Рухабад («Обитель духа»), возведенный над захоронением наставника Тимура святого шейха Бурхан ад-дина Сагарджи в 80-е годы XIVв.

Далее вы проследите за мазаром святого чудотворца – Ходжи Убайдуллы или, известного в народе под именем Ходжа Ахрара Вали (1404-1489гг). Могила святого находится на территории культово-мемориального ансамбля Ходжа-Ахрар в 5 км от Самарканды. Заложен комплекс в XVв, перестройки осуществлялись в XVIIв и вXIX-XXвв. Ходжа Ахрар считался великим ученым суфием и богословом своего времени в Мавераннахре и Хорасане.

Являясь шейхом Тарикатой Накшбандией в XVв, он всесторонне разработал свои теоретические и практические аспекты. Шейх был духовным наставником Тимуридова. Этот выдающийся человек был не только мыслителем, чудотворцем и покровителем бедных, но и искушенным политиком. Уже много столетий живет в памяти народной своими необыкновенными делами, поэтому люди постоянно приходят к нему в могиле, чтобы пострадать свою душу.

Переезд в международный аэропорт Самарканда. Паломнический тур по городам Узбекистана закончен.

Позавтракав в отеле, вы выезжаете автотранспортом в Ташкент, где вас ожидает транспортная обзорная экскурсия в сопровождении экскурсовода. Вы ознакомитесь с достопримечательностями столицы Узбекистана (3 часа).

Прощальный обед в одном из ресторанов города. Автотранспорт доставит вас в международный аэропорт Ташкента. Программа вашего пребывания на узбекской земле завершена. Тур в Узбекистан окончен.

Отзывы

Отдыхали в Узбекистане с семьей и друзьями. Оформляли тур через Алсамарканд. Нам всё понравилось: и организация, и цены. Гиды были очень доброжелательными и терпеливыми, отвечали на все наши вопросы. Мы обязательно вернёмся в Узбекистан и воспользуемся услугами этой компании ещё раз.

Валентина

Я очень рекомендую туристическую компанию Алсамарканд. Они организуют незабываемые путешествия по Узбекистану. Я заказывал у них тур по Хиве, Бухаре и Самарканду на 7 дней. Тур был очень насыщенным, мы посетили все самые интересные места этих городов. В общем, я остался очень доволен своим путешествием.

Олег
Цена от $410 /человек
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Заполните поле
Заполните поле
Заполните поле
Похожие туры