АНСАМБЛЬ  РЕГИСТАН — МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА

 

ПЛОЩАДЬ РЕГИСТАН — СЕРДЦЕ САМАРКАНДА 

 

 

Самаркандский Регистан – один из самых выдающихся образцов градостроительного искусства на всем феодальном Востоке. Парадные фасады всех трех медресе замыкают площадь, но сама площадь активно включается в композицию. Взаимное равновесие всех трех зданий, величие архитектурных форм, богатство, разнообразие декора сливаются в торжественном аккорде. Здесь все настолько отвечает внутреннему смыслу и общественному назначению главной площади большого города, что с полным правом можно назвать Регистан форумом Самарканда.

 

Проблема городского ансамбля была одной из главнейших в архитектуре Самарканда XV в. Монументальные ансамбли определяли его основные композиционные узлы и как бы ставили высотные акценты в его силуэте.

 

Творческий гений большого коллектива искусных зодчих, каменщиков, специалистов декоративной отделки обогатил Самарканд множеством величественных, богато оформленных зданий. Достижения этой эпохи сказались в решении больших градостроительных задач, разработке сложных, комплексных зданий, движении конструктивно-технической мысли, вызванном масштабами самих строительных задач, развитии и совершенствовании приемов архитектурного декора, наконец, формировании нового архитектурного стиля, возникновение которого ощущали уже сами современники.

 

Тенденции этого стиля были продолжены в первой половине XV столетия, получив при Улугбеке свою классическую завершенность.

 

В правление Улугбека оформляется центр тимуридского Самарканда — площадь Регистан, лежащая у скрещения шести главных городских магистралей. До этого она была стиснута торгово-ремесленными кварталами и лишь круглый базарный пассаж — тим Туман-ака выделял этот ответственный участок столичного города. На протяжении второго — четвертого десятилетий XV в. здесь осуществляется полная перепланировка. Тим разобрали и, поскольку он был пожалован устроительницей в вакф, его воздвигли заново в другом месте. Площади придали прямоугольный план. Первым зданием, воздвигнутым с ее западной стороны, было медресе Улугбека. Из всех построек, оформивших в XV веке Регистан, одно лишь это здание, причем со значительными утратами, дошло до наших дней.

 

Медресе Улугбека (1417 — 1420)

 

Медресе Улугбека в архитектурном отношении — классический образец этого рода высших учебных заведений мусульманского Востока. Прямоугольный в плане, с замкнутым квадратным двориком, на осях которого лежат глубокие сводчатые айваны, служившие летними аудиториями, он был обведен двумя этажами келий- худжр, обращенных во двор сводчатыми лоджиями. В углах располагались крестообразные аудитории-дарсханы, а в западной части — продолговатая мечеть. Три входа — один на главной и два на поперечной оси — вели во двор. Углы фланкированы стройными минаретами — двухзвеньевыми, а возможно, как в современных им гератских постройках, и трехзвеньевыми. Главный, восточный фасад, обращенный на площадь, выделен стройным пештаком с глубокой сводчатой нишей; отрезки стен между ними и минаретами разработаны настенными двухъярусными арочками. Боковые фасады гладкие, несут крупный геометрический узор. Соотношения всех архитектурных форм в медресе Улугбека удивительно гармоничны, пропорции стройны, декор богат, разнообразен, но не пестр. Выкладки из цветных глазурованных кирпичей на фоне строительного кирпича, многоцветные майолики и мозаики, резной мрамор образуют единое художественное целое. В орнаментике преобладают звездчатые гирихи и надписи, быть может, в этом нашли свое косвенное отражение просветительские тенденции Улугбека и его увлечение астрономией.

 

Отстроенное в качестве высшего духовного учебного заведения, медресе фактически стало центром светской научной мысли. В его аудиториях читались не только лекции по теологии, но и по астрономии, философии, математике. В составе лекторов были Казы-Заде-Руми, сам Улугбек.

 

 

В медресе Улугбека занимался основоположник узбекской классической литературы Алишер Навои. Алишер Навои – великий узбекский поэт. Впитав в себя лучшие традиции таджикской, персидской и азербайджанской литературы, владея в совершенстве персидским и арабским языками, он вместе с тем бесконечно любил узбекский язык, который довел в своих произведениях до большого совершенства. Им были созданы такие великие классические творения узбекской литературы, как «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» и другие. В поэзии он был непревзойденным мастером меткого слова, изящного выражения и яркого образа. Будучи человеком феодальной эпохи, что наложило отпечаток на всю его жизнь, он, вместе с тем, намного выше своих современников, даже наиболее выдающихся из них, был проникнут прогрессивными идеями.

 

 

Медресе Улугбека имеет квадратный двор (33 х 33 м), вокруг которого размещено в два этажа по 28 келий-худжр, каждая рассчитана на два ученика.

 

Медресе значительно пострадало во время смут и событий в 20-е годы XVIII века. Были разрушены второй этаж и наружные купола.

 

Оба минарета на медресе Улугбека выпрямлялись, так как оба грозили рухнуть. Правый, северо-западный выпрямлялся в 1932 году по проекту инженера Шухова. Вершина минарета отклонилась от нормального положения на 180 см при общей высоте минарета 33 м. При помощи специального подъемного винта-домкрата минарет был приведен в свое прежнее вертикальное положение.

 

17 февраля 1965 года юго-восточный минарет, который даже в путеводителях называли «падающим», также был выпрямлен. Эта уникальная задача была решена коллективом самаркандских реставраторов под руководством автора проекта выпрямления Э.Генделя.

 

В 1424 году напротив медресе  возводится ханака Улугбека, у юго-западного угла которой располагалась издавна почитаемая могила Имама-Джафара. Развернутому фасаду и стройным минаретам медресе противостоял компактный и сильный объем ханаки, выделенный входным порталом и увенчанный огромным куполом, который не склонный к преувеличениям Бабур называет «самым большим в мире».

 

Северную сторону площади Регистан замкнул караван-сарай Мирзои, планировку которого в XVII в. во многом повторило медресе Тилля-Кари. Он включал просторный, обведенный навесами и худжрами двор и был, по-видимому, оформлен по главному фасаду входным пештаком и угловыми башенками.

 

К югу от Регистана в 30-х годах XVв.  видный вельможа Алике Кукельташ, воспитатель Шахруха, возвел, очевидно, на месте пришедшей в упадок домонгольской мечети новую джума-мечеть. Она имела прямоугольный план (около 90х60 м), включала вытянутый двор, обведенный галереями с 210 куполами, основанными на кирпичных устоях и каменных колоннах, фрагменты которых найдены в 1936 году во время земляных работ при разбивке Регистанского сквера. Вблизи располагалась еще одна, небольшая по размерам, мечеть — Масджиди-Мукаттаъ («Резная»), обязанная своим названием изысканной декорировке резным деревом ее стен и потолков.

 

Сочетание разнообразных зданий (сюда включалось также водное зеркало хауза и, вероятно, зелень древесных насаждений), подчиненное определенной композиционной идее, формировало центральный архитектурный ансамбль тимуридского Самарканда, подобного которому не было на всем мусульманском Востоке.

 

 Шейбаниды

 

Новая династия, сменившая Тимуридов, и получившая свое название от предка Мухаммеда Шейбани правила страной со времени воцарения Шейбани-хана с кратковременным перерывом до конца XVI в. С переносом столицы государства в Бухару Шейбаниды утрачивают интерес к застройке Самарканда. И хотя официальная историография повествует о том, что Абдулла-хан в 1581 и 1587 годах отдавал распоряжения о ремонте построек, очевидно, более объективен самаркандский источник XVII в., который сообщает, что Абдулла-хан, напротив, был повинен в разрушении некоторых зданий. Как бы то ни было, к концу XVI в. ханака Улугбека и мечеть-джами Алика Кукельташа находились в полуразрушенном состоянии, что не могло не нарушить целостности архитектурного ансамбля, сложившегося у площади Регистан.

 

В XVII в. вновь оживает строительная деятельность в Самарканде. Было построено  несколько медресе, мавзолеев, мечетей.

 

В пору нарастающего сепаратизма удельных владетелей и ослабления центральной ханской власти в Средней Азии возрастает роль сильных узбекских родов. Ялангтуш Бахадур, которого Имамкули-хан поставил на должность хакима (правителя) Самарканда, был видным военачальником, прославившимся не только одержанными победами, но и жестокостью расправ с побежденными.

 


читать далее…>>>медресе Шер-Дор