КРЕПОСТЬ АРК БУХАРА

Арт Бухара


Резиденция бухарских ханов, а затем и эмиров, крепость Арк Бухара – древнейший памятник Бухары.


 

Намного глубже его современной подошвы таятся археологические слои начала нашей эры. (Возраст Бухары – 2500 лет – установлен по археологическим материалам, обнаруженным при расчистке канала Шахруд; на месте современной Бухары в IV в. до н.э. существовало поселение). Создателем цитадели народная традиция считала Сиявуша – эпического героя среднеазиатских сказаний, прелестного юношу, оклеветанного мачехой и вынужденного бежать в Туран. Там он сначала был принят, но потом предательски убит царем Афрасиабом. Прекрасный Сиявуш был пленен дочерью царя. Но тот поставил хитрое условие. Раскинув бычью шкуру, царь приказал построить дворец, который поместился бы на этой шкуре. Но еще хитрее оказался Сиявуш. На тонкие полоски разрезал он шкуру, соединил их концы вместе и внутри этого круга построил дворец. Так, по преданию, возник бухарский Арк.

         Древний культ Сиявуша (культ умирающей и воскрешающей природы), могила которого якобы помещалась в восточных воротах бухарской цитадели, был так долговечен, что уже в эпоху утверждения ислама как государственного вероисповедания в день Навруза здесь собиралось мужское население города, совершая заклание жертвенных петухов.

Более прозаичные, но и более реальные данные археологических наблюдений и исторических хроник показывают, что формирование Бухары как города падает на период раннего средневековья. В VI в., после подавления восстания бедноты, тюркский предводитель Шири-Кишвар овладевает областью и делает Бухару (тогда она именовалась Нумиджкет) своей столицей, а в VII в. правитель Бидун восстанавливает цитадель и сооружает в ней замок.

Первые сведения об Арке содержатся в «Истории Бухары» Наршахи (899-960 гг.): «Правитель Бухары Бидун бухар-худат построил эту крепость, но она вскоре разрушилась И тогда правитель созвал мудрецов, которые посоветовали строить крепость на семи столбах, напоминающих созвездие Большой Медведицы. Построили так, и Арк не стал разрушаться».

Отныне Арк Бухара становится ядром феодального города; в нем располагался дворец, правительственная канцелярия, тюрьма, казначейство и храм. Отсюда осуществлялось верховное управление страной. Вокруг Арка тянулись поместья феодалов-дихкан, где среди зелени садов высились укрепленные замки-кешки. Здесь, вокруг цитадели начинает слагаться собственно город – шахристан, обведенный стенами. Чрезвычайный рост феодального города падает на эпоху Саманидов (IX-X вв.), когда Бухара была столицей обширной империи. Вне шахристана формируется торгово-ремесленный пригород – рабад, в 850 г. также охваченный особым кольцом мощных стен.

К западу от Арка еще в доарабское время сложилась площадь Регистан, некогда кипучий общественный центр города. До XIII в. ее занимали административные здания диванов (министерств) и дворцы знати, позже заполнили базарные строения.

У входа в Регистан (со стороны ансамбля Пои-Калян) находились торговые ряды Раста-и Таки Тиргарон, где продавалась продукция оружейников. В центре площади были пассажи Таки Орд Фурушон и Тим по продаже головных уборов и хлопчатых тканей. Здесь же шла торговля зерном, мясом, галантереей, чаем, бумагой и чернилами, люльками для новорожденных, скотом, арбузами, дынями, деревянной посудой и пр. товарами.

Перед Арком среди многолюдных базаров совершались казни. У входа в Арк имелись арсенал, оружейные мастерские, приемная главного военачальника, а также большая мечеть Поянда, квартальные мечети, медресе цеха мясников Бозори Гусфанд и Дорул-шифо-медресе, где обучали будущих врачей, с больничным и поликлиническим отделениями. За Регистаном в грязном дворе находился невольничий рынок. Единственным дошедшим до нас памятником Регистана является мечеть Боло-хауз.

Что касается Арка, то он в течение многих веков обстраивался, укреплялся новыми футлярами стен, наращивался по высоте. За мощными укреплениями таились неисчислимые богатства, полученные путем беспримерной нищеты народа, дворцы и павильоны, где протекал пышный быт ханов и эмиров, мрачные казематы, в которых гибли заживо погребенные или отданные на съедение клещам-кровососам жертвы политического соперничества или народно-освободительной борьбы. В XIX в. была построена специальная тюрьма – зиндан.

В плане крепость Арк Бухара – неправильный прямоугольник, несколько вытянутый с запада на восток. Длина стен – 789,6 м, площадь – 3,96 га. Высота от уровня площади Регистан колеблется от 16 до 20 м. Высоко приподнятый парадный въезд в Арк оформлен порталом с двумя столбообразными башнями по бокам. Между ними поверху – решетчатая арочная галерея. За ней кроется музыкальный павильон (нагорахона), выстроенный в XVII в. Это двусветный зал, обнесенный галереей. Здесь в течение суток исполнялся цикл макомов – музыкальных произведений, по которым жители вели отсчет времени. С айвана над галереей царевичи смотрели на празднества и казни на площади Регистан. Основание нагорахоны соответствует уровню земли внутри цитадели. Над входом в Арк красовалась плеть, принадлежавшая, по преданию, легендарному Рустаму, в действительности же бывшая просто символом эмирской власти. В Арк категорически, под страхом смерти, запрещалось въезжать на лошади. Запрет этот неосмотрительно нарушил английский дипломат Стоддарт, за что эмиром Насруллой был посажен на 4 года в зиндан, а затем казнен.

К воротам Арка с площади вел довольно длинный и высокий настил – тохтапул (дощатый мост), перекинутый через ров с водой. В XIX в. его заменили на каменный. От ворот Арка на уровень поверхности цитадели выводит мрачный, сводчатый, поднимающийся вверх коридор – долон. По сторонам его – 12 ниш, ведущих в сырые темницы, в которых томились и умирали узники. Современники пишут, что сюда сверху из конюшен стекала зловонная жижа, а умелые тюремщики специально разводили здесь клещей-кровососов, глодавших несчастных. С открытием зиндана – эмирской тюрьмы, в этих темницах сидели в основном должники, а часть камер стали использовать для хранения песка и воды. Ужасные казематы имелись еще и в подземельях по тахтапулом и башнями ворот Арка.

Арк заключал в себе целый город, составленный из тесно сросшихся между собой домов, двориков и дворов, с государственными учреждениями, жилищем эмира, его жен, родственников, чиновников двора. Внутри контура крепостных стен планировка была прямоугольная, с традиционным крестообразным пересечением главных улиц.

Всю территорию крепости Арка можно условно разделить на две части: западную и восточную. Восточная половина сейчас является археологическим памятником и закрыта для осмотра. В Арк входили: жилище эмира, мечеть, здание гарема, саломхона, хозяйственные помещения, склады одежды, ковров, посуды, сокровищ, постельных принадлежностей, казармы личной гвардии эмира, жилые помещения, арсенал, ювелирная мастерская, монетный двор.

Прямо перед выходом в Арк находится мечеть Джами, отстроенная в XVIII в. по типу большой квартальной мечети: четырехколонный зимний зал, обнесенный трехсторонним айваном. Оформление интерьера характерно для XIX — начала XX в. Последний ремонт здесь был произведен в 1910-1920 гг. с участием народного узбекского мастера Усто Ширина Мурадова, выполнившего резьбу по ганчу. Сейчас в этой мечети музей рукописных книг.

Самый интересный из сохранившихся памятников Арка – тронный зал эмира бухарского, куринишхана, приемная для церемоний и торжеств. Это обширный, мощенный кирпичом, двор, обнесенный с трех сторон айванами на стройных деревянных колоннах. На продольной оси двора в глубоком айване – шахнишине установлен был трон эмира. Этот мраморный «тахт» под расписным деревянным балдахином на резных мраморных колонках был исполнен нуратинскими мастерами в 1669 г. Именно здесь в 1753 г. представитель узбекского племени мангыт Мухаммад-Рахим вступил на бухарский трон с титулом «эмир». Бухарское ханство стало называться Бухарским эмиратом. Правление династии мангытов продолжалось до 1920 г. и насчитывало 8 эмиров. Правители Бухары провозгласили себя «повелителями правоверных», а вся Бухара должна была стать стражем и столпом ислама в Средней Азии, «куполом ислама», каким когда-то был Балх. Вся духовная жизнь направлялась Кораном, а бытовая, гражданские и уголовные дела определялись шариатом. Эмир являлся одновременно духовным главой государства и признавался мусульманскими проповедниками наместником Мухаммеда – халифом, охранявшим чистоту ислама. По шариату эмир получал право на жизнь и смерть своих подданных, а также право на имущество всех жителей эмирата. Он был синонимом высшей власти, о которой нельзя было даже упоминать громко из опасения подвергнуться наказанию.


Кушбеги


Заместителем эмира был Кушбеги – премьер. Практически он от имени эмира вершил все дела. Во время отсутствия эмира в городе Кушбеги Ге имел права покидать крепость Арк.

Напротив тронного зала расположен двор Кушбеги, застроенный разного рода зданиями. Из этого двора можно было попасть в нагорахону. Именно здесь работала огромная армия чиновников, которые делились на 15 разрядов. При самом дворе эмира штат чиновников доходил до 300 человек. Штат местной администрации доходил до 30 тысяч. Кроме чиновников, обслуживавших двор (подсчеты доходов и расходов на содержание двора), остальные жалованья не получали и жили за счет безжалостного обирания местного населения. Судьи (казии) также не получали жалованья и жили за счет вознаграждений за совершение юридических актов и, разумеется, наживали огромные состояния на сделках, взятках, штрафах. Чиновники подчинялись Кушбеги. В совещательный совет при эмире входили высшие гражданские и военные чиновники, духовенство – улемы и судьи. Тут же был и Хаджи-калян – самый приближенный к эмиру человек, единственный, с кем эмир целовался и кто мог войти во дворец не подпоясанным.

Вся полиция столицы подчинялась миршабу – «правителю ночи». В 7 часов запирались все 11 ворот Бухары, и ключи от них относились в Арк. И с этого момента никто, за исключением врачей и повивальных бабок, не имел права появляться на улицах. Ночью правоверные должны спать. По улицам ходили только шабгиры, нещадно колотя в большой барабан. Всех, появившихся на улице в ночное время хватали и держали до утра, заставляя на заре чистить печи городских бань. Летом в 5 часов утра ворота открывали к началу работы бухарских базаров.

Еще один дворик сохранился в Арке. Он застроен одно- и двухэтажными помещениями, в одном из которых располагается экспозиция историко-краеведческого музея. Он был открыт в 1927 г. Экспозиция рассказывает о географии, истории Бухарского оазиса от первобытно-общинного строя до наших дней.

От Арка начинается историческая зона Бухары, сохранившая памятники периодов средневековья, феодализма и колонизации Средней Азии Россией. Правая сторона бывшей площади Регистан застроена зданиями европейской архитектуры конца XIX — начала XX в. Именно отсюда начинались бухарские базары. В XVI в. здесь были построены торговые ряды Раста-и Таки Тиргарон, Таки Орд Фурушон и Тим по продаже головных уборов. Эти пассажи тянулись до купола Таки-Заргарон


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА ОТ ТУРОПЕРАТОРА

«AL SAMARKAND TRAVEL»


 ТУРПАКЕТЫ:


РУБРИКИ ПО ТЕМЕ: