Рейтинг@Mail.ru

ХИВИНСКИЕ АЙВАНЫ (ТЕРРАСА)

<<<…читать с начала

резьба по дереву


 РЕЗНОЙ ДЕКОР


   Оригинальна система хивинских айванов, именуемых кушайван. Она состоит из большого, высокого улу или унгайвана, ориентированного на север для улавливания прохладных токов воздуха, и расположенного напротив невысокого и неглубокого терсайвана. Такая планировка способствует постоянному движению тока воздуха и проветриванию дворика и айванов.


   На больших айванах ставится обычно одна, редко две резные колонны, малые айваны поддерживаются деревянными столбиками или резными изящными колонками.


   Нарядная, стройная, как ни в одном другом районе Узбекистана, деревянная колонна большого айвана, нередко является единственным украшением дома. Эта деталь придает произведению хивинского зодчего особую художественную завершенность и неповторимое своеобразие.


   Незабываемое впечатление производят элегантные силуэты колонн, увенчанных фигурными консолями подбалок. Резные узоры из прихотливо переплетающихся спиралевидных побегов, усеянных цветами, листьями, стеблями, опоясывают утончающиеся кверху массивные круглые стволы колонн, вырезанные из целых бревен карагача. Устремленная ввысь, поставленная на устойчивую, квадратную в основании базу из дерева или мрамора, колонна, несущая тяжелые балки перекрытия, кажется необычайно легкой, изящной. Этому способствует и весь ее орнаментальный наряд, тонко разработанный с учетом условий яркого освещения и вообще воздушной среды. Резной узор нижней части ствола мельче, выше по стволу узор незаметно укрупняется и соответственной углубляется рельеф.


резьба по дереву


   Хивинские мастера также тонко учитывали масштабы узора и высоту рельефа в резьбе дверей и калиток. Расположенные на ярко освещенных фасадных стенах калитки имели более мелкий узор и низкую резьбу (3-4 мм), а двери на затененных айванах – более крупноузорную и глубокую. Этим приемом мастера в первом случае смягчали резкую игру светотени, во втором – углубляли интенсивность живой игры света.


   Резной декор необычайно разнообразен, но сохраняет единство стиля, выраженной в определенной строгости ритма нарядных растительных и геометризированных узоров. Встречаются все разновидности бесфоновой резьбы: контурная (чизма), ногтевидная (тирнок), жгутообразная (морпеч), трехгранно выемчатая (багдади, занджира), многочисленные разновидности резьбы с выбранным фоном, включая двух-трехплановую. Самый популярный тип хивинской резьбы на колоннах и дверях – резьба с невысоким (2-15 мм) плоским рельефом, оживленным тонкими врезками. Иногда рельеф сохраняют гладким, без отделки. Срезы рельефа ведут вертикально к фону и края обычно оставляют острыми (для усиления эффекта светотени, чаще в резьбе с более низким рельефом), иногда заоваливают (для смягчения резкой светотени, чаще в резьбе с более высоким рельефом). Фон этой резьбы выбирают и лишь слегка заглаживают, вернее зачищают, но так, чтобы эффектно обнажалась структура древесины.


Н.А.Аведова.
«Искусство зодчих Узбекистана».
Вып. IV. Изд-во «ФАН», Т., 1969 г.


 читать далее…>>>


НАШ АДРЕС В РОСИИ

НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

© 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005