ИШРАТ-ХАУЛИ И АРЗ-ХАУЛИ


Ишрат-хаули и арз-хаули – однотипны по планировке, сгруппированы вокруг чуть вытянутых в направлении юг-север двориков (ишрат-хаули – 43,0х36,5 м, арз-хаули – 35,0х40,0 м).

 

Южные стороны двориков состоят из одноколонных айванов с тронными залами за ними и коридорами по сторонам. По периметру двора в ишрат-хаули были построены комнаты для гостей и службы с айванами на втором этаже, а в центре двора, на возвышенной круглой площадке, была поставлена ​​по традиции юрта для приема гостей из кочевий. Во дворе арз-хаули по периметру застроены помещения для судебных приставов, караула, осужденных. Усложнения и входы в арз-хаули.

Орнаменты .

Если наружные фасады дворца не имеют никаких украшений, то внутренние дворики очень нарядны. Они несут в себе высшие достижения художественной школы Хивы . Поля всех стен заполнены панно из бесшовной сине-белой кирпичной мозаики и майоликовых гирихов. Среди гирихов и растительных орнаментов много картшей с надписями. Эпиграфический орнамент есть и на мраморных постаментах и ​​на деревянных колоннах. Все это – стихи Огахи со стилем хивинских ханов. В гареме на мраморной базе колонны Восточного (ханского) Айвана указывает дату 1832 г. Та же дата в ишрат-хаули на мраморной базе большого айвана. В арз-хаули в майолике большого айвана имеется дата 1838 г и имя мастера – Абдулла Джин, создатель фантастической по красоте и благородству майоликовой керамики. Джином его называли за его беспримерное искусство. Его майолики украшают внутренние стены айванов в Курыныш-хане и мечети Куня-Арка и мавзолей Пахлаван-Махмуда .Ишрат-хаули и арз-хаули


читать далее….>>> Керамика Хорезма