ТАШКЕНТСКИЙ ИСЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ.


Ташкентский Исламский Институт


Учёба


Решение об открытии этого высшего религиозного учебного заведения было принято в Совете по делам религий в Москве в 1969 г. Но оно начало функционировать с 1971 г.

По программе на всех четырех курсах всего 5878 учебных часов, из них 2812 (46,2 %) — религиозные дисциплины и 3066 (53,8 %) — светские.

Учебная программа состояла из 21 дисциплины: чтение Корана (кироат), правило чтения Корана (таджвид), изречения пророка (хадисы), толкование Корана (тафсир), история ислама, мусульманская юриспруденция (фикх), разговорная речь арабского языка (муховара), морфология арабского языка (сарф), синтаксис арабского языка (нахв), каллиграфия (хаттотлик), персидский язык, география СССР, Конституция СССР, история СССР, физкультура, основы государства и права.

  Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 30 июня. Занятия проводились по шестидневному графику по шесть часов (45 мин.- урок) в день. Для всестороннего и полного охвата изучаемых тем, уроки были парными, таким образом, ежедневно занятия проводились по трем предметам. В пятницу между пятым и шестым уроками была большая перемена. Ежедневно с 16 до 19 часов проводились обязательные занятия по самоподготовке.


Состав преподавателей.


  Ташкентский Исламский Институт.

Преподавательский состав состоял из 21 чел., из них 8 — по религиозным и 13 — по светским предметам. В ТИИ арабский язык и богословские предметы преподавались руководителями САДУМ, а светские дисциплины специалистами вузов г. Ташкента. Более половины преподавателей имели высшее образование, в т.ч.  — 3 доктора и 10 кандидатов наук по светским предметам.  Все преподаватели по религиозным предметам – это бывшие выпускники медресе «Мир Араб», часть которых повышали квалификацию в зарубежных исламских университетах.

  Значительное место в обучении и воспитании учащихся В Ташкентском Исламском Институте  занимали внеклассные работы. В целях повышения общеобразовательного, культурного и политического уровня учащихся, регулярно проводились лекции по актуальным вопросам международной жизни, важнейшим событиям дня.

  Выписывались более 25 наименований журналов и газет общесоюзного и республиканского уровня (журналы: «Наука и жизнь», «Наука и религия», «Дружба народов», «Советский Союз», «Человек и закон»; газеты: «Правда», «Известия»,  «Комсомольская правда», «Совет Узбекистони», «Тошкент хакикати», «За рубежом»,  «Анба Муску» и т.п.).


   Учащиеся обеспечивались стипендией 120 рублей в месяц, общежитием, горячим питанием.


 Руководством САДУМ отдельные учащиеся привлекались к обслуживанию иностранных гостей, к переводу различных материалов на арабском языке.

  Из-за нехватки духовных кадров отдельные студенты досрочно отзывались на работу в распоряжение других духовных управлений, тем самым лишая их возможности пройти полный курс обучения.

  Высказывания иностранных религиозных деятелей, посетивших СССР, о религиозных училищах мусульман сводились в основном к оценке низкого уровня преподавания религиозных предметов, арабского языка и малого количества учащихся.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Ташкентский Исламский Институт.

Состояние исламского образования в рассматриваемый период в решающей степени зависело от отношения к нему со стороны властей, как центральных, так и на местах. Поэтому и заметно явное отличие нового советского конфессионального учебного заведения (коллективное обучение) от традиционного (индивидуальные занятия). Именно на этом моменте терялось качество усвоения материала студентами и оценки их знаний. В учебном плане заметно деление дисциплин на две группы – светские и религиозные, причем светские дисциплины (история родины, география, русский язык и др.) впервые стали превалировать над религиозными, даже если сравнивать с программой ново-методных конфессиональных учебных заведений.


  В планировании и методике преподавания религиозных дисциплин тоже произошли серьезные изменения. Здесь руководство САДУМ имело право делать выбор. Первым делом было отказано традиционной системе – преподаванию по старым классическим учебникам-сочинениям средневековых авторов. При их замене заметны две тенденции: 1) идеологические установки традиционалистской школы; 2) попытки подражать арабским мусульманским университетам типа египетского «ал-Азхар». Тут важную роль сыграли стажировки ответственных работников САДУМ в исламских университетах арабского мира.


  Следующая серьезная потеря качества знания происходила при составлении типовых и рабочих программ по конкретным дисциплинам. Отсутствие специального методического органа и опытных методистов дало свои результаты. Рабочие учебные планы составлялись самими преподавателями (мударрисами) очень поверхностно: за все годы существования САДУМ не было издано ни одного своего учебно-методического пособия или учебника. Учебный процесс проходил пассивно. Цель этого учебного заведения состояла в подготовке кадров, лояльно настроенных в отношении советского государства, не особо сильно образованных в религиозных науках. По существу, многие студенты проводили время в стенах этого заведения с единственною целью – легализации (получение диплома) религиозного образования, полученных ими в частном порядке (в худжре или в семье).


 читать  далее …>>>