ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА


 

 

ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА — ХОРЕЗМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

 

Многочисленные большие и малые центры Средней Азии на отдельных исторических этапах сыграли определенную роль в культурном, экономическом, политическом и социальном развитии, внесли свой вклад в общую историю народов региона. Самым северным из них был Хорезм, который стоял как бы между Средней Азией и Великой степью, т.е. на стыке двух миров – кочевого и оседло-земледельческого. Поэтому в  истории Хорезма нашли отражение все бурные конфликты, связанные как с той, так и с другой стороной. Обилие воды, плодородная земля, умеренный климат привлекали сюда издревле огромные массы людей, которые, оседая и осваивая этот благодатный край, превратили его в прекрасный оазис, ставший центром древнейшей культуры, которую академик С.П.Толстов назвал «хорезмской цивилизацией».

 

 

        Хорезм – древнейший культурный оазис на западе Узбекистана. Цивилизация древнего Хорезма прослеживается от неолита (IV —  начало III тысячелетия до н.э.) до расцвета феодализма (XI-XIII вв.), когда в оазисе пышно расцветали городская культура и сопутствующие ей ремесла и торговля.

 

На территории Узбекистана, недалеко от Ургенча, в дельте Амударьи, на берегу реки в 1939 г. обнаружена стоянка человека, жившего здесь на рубеже IV и III тысячелетия до н.э. Таких стоянок было открыто 18, и все они были названы академиком С.П.Толстовым, открывшим их, кельтеминарской культурой.

 

Аральского моря в современном его виде тогда не существовало, а Амударья и Сырдарья были тогда не столь многоводны и, не будучи в состоянии пробить современное русло, растекались в большое число протоков, озер, болот и терялись в песках. В этой географической среде и жили кельтеминарцы. Они изготовляли свои орудия из камня и кости. В их жилищах находят ножи, наконечники, скребки, проколки, крючки, а также крупные орудия, такие, как каменные топоры.

 

Питались кельтеминарцы главным образом рыбой, преимущественно щукой и сомом, которые тогда, видимо, в изобилии водились в Амударье. Вместе с тем, в их рационе было достаточно и мясной пищи, которую доставляла им охота. В большом количестве обнаружены кости кабанов и водоплавающей дичи. Пищу варили в глиняных сосудах, изготовленных без гончарного круга, поверхность сосуда была покрыта красной краской. Жилища сооружались из камыша и дерева. Они представляли собой огромные сооружения (24х17 м) с несущими столбами, стропилами и обрешеткой. В центре находился неугасающий очаг, вокруг которого располагались многочисленные кухонные очаги. Отдельно располагался жилой сектор. В доме обитала целая родовая община, примерно 100-120 человек. У парной семьи, если она уже и выделилась, еще не было отдельного хозяйственного очага.

 

 

Кельтеминарская культура представляла собой как бы один из этапов развития цивилизации. Здесь впервые встречаются украшения, которые изготавливались из раковин и камня, причем раковины были преимущественно привозными – некоторые из бассейна Индийского океана – из Красного моря, Персидского и Аравийского заливов.

 

 

Стоянки, подобные кельтеминарской, обнаружены в Синьцзяне, Западном Казахстане, Нижнем Поволжье, Приуралье, Северо-Восточной Европе, Восточной Европе и Южной Сибири. Но в этих регионах они появляются позже на тысячу и две тысячи лет позже, что свидетельствует о том, что Средняя Азия стала центром новой культуры, новой ступени развития человеческого общества, которая отсюда распространилась дальше на север.

 

В начале I тысячелетия до н.э. на территории Средней Азии распространяется железо. Из него стали делать не только оружие и украшения, но и орудия труда. Использование лопат и мотыг дало возможность создавать крупные оросительные системы и проводить искусственные каналы. Впервые появляются каналы длиной до 1 км с разветвляющимися распределителями воды. В середине I тысячелетия до н.э. люди научились возводить дамбы и плотины, при помощи которых регулировалась подача воды на поля, что позволило развивать земледелие в крупных размерах. Это обеспечило быстрый рост населения и концентрацию его на небольших площадях, ставших затем главными центрами развития цивилизации на территории Средней Азии, — Хорезм, Ферганская долина, долина Зеравшана и Чирчика, Бактрия, долины Сурхандарьи и Кашкадарьи.

 

Впервые народы Средней Азии упоминаются в письменных источниках Ближнего Востока в VIII в. до н.э. Древние греческие и римские историки все население громадной территории от Монголии до Крыма называли «скифами». Однако, по сведениям Плиния, под скифами подразумевался обширный союз племен и народов, которых он насчитывает до 20. Среди них упоминаются и хоразмии.

 

 

История Хорезма — Сиявуш

 

 

Академик С.П.Толстов считает, что в формировании античной хорезмской народности, окончательно сложившейся в низовьях Амударьи, участвовало главным образом коренное население оазиса, но, видимо, известную роль сыграла и народность, которая первоначально расселялась где-то в пределах Южного Туркменистана или Северного Ирана. На это указывает и легенда. Известно, что легендарный основатель хорезмийской династии Сиявушидов был героем древнего иранского эпоса – Сиявушем и пришел он с юга. «Сиявуш» означает на древнеперсидском «черноголовый», а на древнетюркском «черноволосый» — «хорасмий».

 

 

            Письменные исторические сведения о хорезмийцах донесла до нас «Авеста» (первая половина I тысячелетия до н.э.), где встречается название страны «Hvairizem». Область хорезмийцев упоминается и в Бехистунской надписи, в списке провинций, подчиненных Дарию (521-425 гг. до н.э.). Предшественник Геродота Гекатей Милетский говорит, что город Хорасмий и народ «хорасмийцев расположены к востоку от Парфии… Страна состоит из равнин и гор». Геродот сообщает, что парфяне, согдийцы, хорасмийцы и арийцы входят в одну сатрапию.

 

 

Все эти сообщения подкрепляются данными археологии. Хорезмская экспедиция по руководством С.П.Толстова установила, что самые ранние поселения Хорезма, жители которых занимались мотыжным земледелием, относятся ко второй половине II тысячелетия до н.э. Эта дата совпадает с датой Абу Райхана Беруни (XI  в.), который относит начало земледелия в Хорезме к первой эре хорезмийского летоисчисления – к 980 г. до Александра Македонского, т.е. к 1292 г. до н.э.

 

 


читать далее…>>> Река Амударья


[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]