Рейтинг@Mail.ru

КЕРАМИЧЕСКИЕ ОБЛИЦОВКИ XVII-XX вв. (VII-часть)

керамика



 ОБЛИЦОВКИ XVII — НАЧАЛА XX вв.



     В XVII в. на общем фоне экономического упадка отмечается строительство ряда монументальных сооружений, одетых керамической облицовкой. В Бухаре возводится ансамбль Надир-Диван-беги, грандиозное медресе Абдулазис-хан, медресе Джуйбари-Калян, несколько усыпальниц на кладбище Чар-Бакр и др.

     В Самарканде тем же Надир-Диван-беги выстроена мечеть Намазгах и медресе Ходжа-Ахрар, правителем Самарканда Ялангтуш Бахадуром – два медресе на Регистане: Ширдор и Тиллякари. В окрестностях Самарканда строится мавзолей Ходжа Абди-Бирун.

     Облицовки этих сооружений значительно уступают керамике предыдущих периодов. Сооружения Бухары, за исключением медресе Абдулазис-хан, уже не полностью покрываются керамикой. Например, у медресе Джуйбари-Калян (XVII в.) только портал покрыт керамической мозаикой. У сооружений ансамбля Надир-Диван-беги скупо декорированы главные фасады. Резко снижается применение фаянса, который ограниченно используется лишь для мозаики, изразцы и майолика вновь делаются только из глины. Цвета глазури получают грубо яркие оттенки: желтые, зеленые, голубые. Рисунок орнамента теряет изящество.

     Наиболее богато отделанное медресе Абдулазис-хан (XVII в.) – пример смешения почти всех существовавших в Ср.Азии типов архитектурного декора. Керамика здесь участвует в виде мозаичной выкладки изразцами, цветной мозаики на фаянсе и майолики оригинального типа с рельефным орнаментом, где из прямоугольных плиток набираются крупные панно с единым сюжетом, части которого находятся на отдельных плитках.

     В расцветке майолики и керамической мозаики преобладают желтые и зеленые, слишком яркие, лишенные былой сочности тона; глазурь, особенно в майолике, не имеет хорошего блеска.

     Керамический декор сооружений Самарканда, в частности в медресе Ширдор, стоит ближе к предшественникам. Действительно, мозаичная облицовка тимпанов главного портала имеет отчетливые насыщенные цвета: синий, белый, зеленый, голубой, черный и особенно золотисто-коричневый с широкой гаммой переходов от самого светлого до глубоко темного оттенков.

     Тонкий орнамент и блеск глазурей мозаичных наборов на стенах медресе напоминает лучшие образцы XIV-XV вв. Изразцовая мозаика несколько изменена: изразцы значительно меньших размеров собирались в отдельные блоки на строительной площадке, которые затем крепились на стенах. Они уже не отделялись друг от друга швами, а плотно соприкасались кромками глазурованных сторон. Майолика также изготовлена по традиции XV в. Облицовки медресе Тиллякари выдержаны в том же стиле, но значительно ниже по качеству: краски более блеклы или, наоборот, резкие, глазурь более тусклая. Обильная позолота, давшая наименование медресе, выполнена из поддельного золота в противоположность настоящему золоту XIV-XVI вв.


            В медресе Ходжа-Ахрар основания облицовочных малоформатных изразцов выполнены из ярко-белого высококачественного фаянса.


облицовка Медресе Чор Бакр

Медресе Чар-Бакр


      XVII в. не имеет устойчивых традиций и почти не дает ничего самобытного в архитектурной керамике. Мастера, очевидно, не связанные определенными рамками, часто обращаются к опыту прошлого: на кладбище Медресе Чор Бакр близ Бухары встречаются облицовки спаренными кирпичами, с перемычками типа примитивных бантиков. Небольшой минарет облицован рельефной выкладкой неглазурованных изразцов. Минарет Гаукушан в Бухаре, построенный на рубеже XVI и XVII вв., пытается воспроизвести подобие минарета Калян.


     В XVIII в. наступает период затишья в строительстве, который сменяется некоторым подъемом к концу века и продолжается до начала ХХ в. Заново застраивается разрушенная войнами Хива, воздвигается множество сооружений в Бухаре и в ряде второстепенных городов. Керамика по-прежнему играет главную роль в декоре сооружений, но теперь она уже не может даже претендовать на какое-то подобие керамики XIV-XVI вв. Стили и типы облицовок смешиваются, определенные, четко выраженные принципы конструирования керамической одежды сооружений исчезают, типы облицовки, так твердо укладывавшиеся в рамки определенного времени, теперь применяются одновременно по произволу строителя или заказчика. Сортамент изделий теряет традиционные формы. Цвета и качество глазури резко снижаются.

     В Наманганском мавзолее Ходжамни Кабри второй половины XVIII в. делается попытка возродить резную терракоту XII в. и резную глазурованную керамику XIV в. Однако, несмотря на сравнительно удачно выполненную резьбу, мастер покрыл ее глазурями темно-зеленого, оранжево-красного и голубого цветов, нарушающими общую гармонию облицовки.


     В загородном дворце последнего бухарского эмира Ситораи-Мохи-Хоса (1914-1917 гг.) входной портал покрыт мозаикой из фаянсовых изразцов, в числе глазурей имеется малиново-красная, необычная для Ср.Азии.


     Одно из наиболее крупных сооружений второй половины XIX в. дворец Худояр-хана в Коканде имеет сплошную керамическую облицовку, набранную из майоликовых плиток малого размера. В ограниченном количестве здесь использована и многоцветная расписная майолика. Цвета глазури яркие, резкие: синие, голубые, красные, белые, желтые, темно-зеленые, терракотовые. Сохранность облицовочной керамики очень невысокая. Слабообожженный красный черепок разрушается под действием мороза.


     Только для хивинских сооружений XIX в. может быть прослежена стилистическая общность в облицовках, представленных терракотой и майоликой на глинокерамическом основании. Майолика в большинстве случаев покрывалась белой глазурью, контуры орнамента прорисовывались черным, отдельные элементы орнамента покрывались синей, голубой и, в ограниченных размерах, зеленой глазурями.

     Орнаментальные сюжеты часто расположены на большой площади, набранной из квадратных и прямоугольных плиток. Для того, чтобы не произошло путаницы при креплении плиток на стенах, на них часто проставляли номера. Это делали и в более отдаленное время, но далеко не повсюду. Цифры или метки ставили на тыльной стороне изделия. На хивинской майолике XIX в. номера писали на глазурованной стороне синим по белому полю. Цифра как бы входила в состав орнамента.


облицовка Медресе Шир-Дор


Глазурь Хивы XIX в. отличается пониженным блеском, сухостью и неяркостью красок, рисунок майолики, измельченный в деталях, иногда получается слитным из-за сплавления и смешения глазурей.

     Начиная с XVII в. для облицовочной архитектурной керамики наступает время затухания. В отдельных случаях, как это наблюдается в облицовках медресе Ширдор или, частично, в облицовках медресе Ходжа-Ахрар в Самарканде, керамика напоминает собой лучшие образцы XV в. Некоторые детали облицовок позднего времени говорят о высоком мастерстве керамиста, создавшего их, но в массе своей облицовки  XVIII-XIX вв. теряют прежнюю художественную ценность. В них уже не чувствуется перспективной устремленности; новое, более совершенное не спешит на смену или в дополнение к ставшему обычным. Мастера, хорошо освоившие технику производства керамики, не создают нового и лишь повторяют опыт своих предшественников, кстати сказать, далеко не полный, так как резная керамическая мозаика после XVII в. уже не встречается в декоре сооружений. В XIX в. местами наблюдается замена керамики ее изображением. Например, в мечети Хазрат-Хызр в Самарканде, где входной портал и минарет покрыты гипсовой штукатуркой, разрисованной разноцветными красками под изразцовую облицовку.


            В заключение отметим то характерное, что внес каждый отдельный период времени в развитие архитектурной облицовочной керамики Узбекистана.

     Время до Х в. н.э. можно считать периодом исканий, когда керамика только эпизодически вплеталась в декор сооружений, подменяя собой резные сырцовые детали, а иногда и существуя одновременно с ними. Начиная с Х в. керамические облицовки занимают в декоре уже совершенно определенное место, вначале главным образом в виде облицовочного кирпича и производимых из него деталей. Далее, усложняясь, керамические облицовки сосуществуют с излюбленным в то время резным гипсом и в XII в. окончательно побеждают его, играя уже главную роль в покрытии сооружений. Не располагая красками для выражения художественных замыслов, мастера изощряются в художественной обработке керамики, достигая в этом чрезвычайно высокого уровня. В XII в. в архитектурную керамику еще неуверенно и ограниченно вплетается глазурь, оттеняя и подчеркивая великолепие и изящество резного орнамента.


     XIV в. – время яркого, многостороннего расцвета архитектурной керамики – характерен массовым использованием глазури и созданием новых типов керамических облицовок, а также окончательным завершением своеобразной стандартизации облицовочных керамических деталей, начавшейся еще в домонгольский период. Многообразие видов керамики, богатство и чрезвычайная тщательность ее обработки говорят о высоком мастерстве керамистов того времени, об их развитом художественном вкусе.


     В XV в. широкий размах строительства и монументальность сооружений увеличивает потребность в модных в то время керамических облицовках. Массовость их производства и использования идет параллельно с высоким уровнем мастерства их отделки и яркой индивидуальностью архитектурного стиля. Для этого периода характерна, быть может, преувеличенная пышность, изобилие украшений, однако к концу века в общем строе и деталях облицовки появляется больше тонкости и сдержанного изящества.


     XVI в. можно считать веком архитектурного фаянса. Мастера широко используют материал более эффектный и сложный, чем глиняная керамика. Облицовки этого периода отличаются сдержанной, своеобразной манерой декорировки, несколько уступая в целом облицовкам предыдущих веков.


     XVII в. не дает уже ничего нового, сохраняя местами достигнутый ранее уровень. Позже наблюдается постепенное затухание керамического производства и в плане мастерства, и в размахе использования керамики.


     Наследие, оставленное нам народными мастерами далекого прошлого, имеет огромную ценность и наглядно свидетельствует о неисчерпаемых творческих силах народа, сумевшего и в трудное время исторического бесправия создать целую отрасль массового производства и поднять ее на уровень большого искусства.

     Облицовочная керамика старательно сохраняется на древних архитектурных сооружениях Узбекистана, образцы ее тщательно исследуются с тем, чтобы, используя уровень современной техники, возродить художественное наследие прошлого в современной архитектуре.


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»


НАШ АДРЕС В РОСИИ

НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

© 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005