ХАНАКА ХОДЖА ЗАЙНАДДИНА

Ханака Ходжа Зайнаддина и комплекс Хаджы Зайнаддина

Совсем рядом с шумным торговым центром феодальной Бухары, в гуще жилой застройки кварталов, прилегающих к мечети Калян с запада, скрыта еще одна жемчужина Бухары XVI в. – комплекс Ходжа Зайнаддина. Узкая улочка, по которой нужно пройти от ансамбля Пои-Калян, неожиданно обрывается на берегу хауза. Перед нами предстает пространственная композиция двора, где легкий колонный айван ханаки возвышается над зеленью деревьев и виноградных лоз. Все это повторялось когда-то в зеркальной глади хауза, водой которого пользовался весь квартал. Хауз этот – самый старый из сохранившихся в городе (их насчитывалось в XVI в. около 60). Стенки этого бассейна (36х26 м) и ступенчатый сход к воде  облицованы блоками тесаного камня. В юго-восточном углу водоема в 1913 г. был устроен мраморный слив в виде раскрытой пасти дракона – аджархо, оправленный в гирихи и эпиграфику.

 

Живописность архитектурной композиции здесь достигается интимной красотой внутриквартальной застройки, которая органически соединена с зеленью и водой. В условиях невероятной скученности феодальной Бухары такие уголки представляли собой миниатюрные оазисы тишины и покоя.

 

Ханака Ходжа Зайнаддина значительно сложнее мечети Балянд в планировочном и общем композиционном отношении, но родственна по стилю, что объясняется близкой датой ее возведения – первая половина XVI в. Она представляет собой своеобразный тип культовой внутриквартальной постройки, оформившей угол двух встречных улочек. Сооружение это служило и ханакой, и гузарной мечетью, и мазаром шейха Зайнаддина. Могила шейха высится в специальной нише западного фасада, обращенного на узкую улочку. Это совершенно необычно для погребения «святого», которое по традиции подобало укрыть в помещении или во дворе.

Главный фасад ханаки Ходжи Зайнаддина обращен на юг, не узкую улицу и выделен порталом, украшенным мозаиками. Во двор ведут два входа, с юга и запада. Со стороны двора ханака Ходжа Зайнаддина обведена по двум фасадам высоким колонным айваном. Стройные изящные колонны (не все они древние) поддерживают наборный деревянный потолок XVI в., где глубокие кессоны и плоские прямоугольные поля образуют геометрическую разбивку плафона. Он заполнен богатыми гирихами наборной столярной работы с многоцветной окраской элементов узора. Декоративное убранство айвана и зала – главная достопримечательность этого памятника.

Главный купольный зал ханаки прямоуголен, обширен, высок. В нем много воздуха, света и цвета. Богатое разнообразие декора покрывает стены от пола до верхушки купола. В основании проходит мозаичная панель тонкого рисунка и ярких тонов. Над панелью плоскости стен разбиты на панно, покрытые росписями в технике кундаль, в основном растительного характера. Вдоль чаши купола радиально располагаются сходящиеся в зените выступающие ребра. Все это также расписано золотом. Основу цвета все же образует сине-голубой фон. Это позволило в древности называть памятник «голубой мечетью».

 

В мозаиках михраба и панели здесь появились своеобразные черты монументального бухарского искусства XVI в. – подчеркнутая декоративность рисунка, желтые и оранжевые толстые ветви с побегами на фиолетово-синем или темно-зеленом фоне. 

[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]