МАСТЕРА КОШИНПАЗЫ САМАРКАНДА (II-часть)

Керамика Самарканда: магия голубых куполов и посуды с хрустальным звоном | Новости Таджикистана ASIA-Plus


<<<…часть первая


  1. Среди мастеров-реставраторов (кошинпазов) Самарканда почетное место занимал усто Акрам Умаров (1899-1956 гг.). Потомственный мастер, учившийся у своего отца усто Умара, а также у усто Абдукадыра Бакиева, он много работал на строительстве новых зданий и активно участвовал во многих реставрационных работах. С 1921 г. до последних дней все свои знания и мастерство он отдал восстановлению памятников архитектуры Самарканда, участвуя в перекладке свода портала и облицовке стен медресе Ширдор, выпрямлении минарета медресе Улугбека, облицовке стен медресе Тилля-Кари и Улугбека. Он осуществил полную перекладку поливных изразцовых кирпичиков при восстановлении купола и барабана мавзолея XV в. (Казы-заде Руми) в ансамбле Шахи-Зинда. Такая же ответственная работа им выполнена при реставрации купола и барабана мавзолея Гур-Эмир. В составе бригады самаркандских мастеров-реставраторов усто Акрам выезжал на работы в Бухару и Шахрисабз. До конца своей жизни он не покидал реставрационных работ, обучил многих учеников, среди которых выделяются усто Шафи, усто Мухтар и усто Турды.
  2. Искусным потомственным мастером-реставратором является усто Мирхамид Юнусов, родившийся в 1890 г. в Самарканде. До смерти отца Мир Юнуса Мир Азизова в 1923 г. усто Мирхамид работал вместе с ним. Тонкий знаток сложного реставрационного искусства он со своими учениками выполнил немало крупнейших реставрационных работ: облицовку стен и портала медресе Шир-Дор, облицовки гульдасты и стены медресе Тилля-Кари, мозаичные облицовки медресе Улугбека и Шир-Дор, а также купола и стен мавзолея Гур-Эмир. В 1953-1954 гг. он реставрировал портал и стены известного дворца Худояр-хана в Коканде. Усто Мирхамид выезжал в Шахрисабз для укрепления фундамента и частичного ремонта архитектурных памятников Ак-Сарай и Хазрет-Имам. В 1962 г. руководимая усто Мирхамидом бригада восстанавливала мавзолей Ходжа-Ахмад в ансамбле Шахи-Зинда. Мастер является также искусным резчиком по ганчу. Довольно продолжительное время он работал инструктором-педагогом на курсах строителей-реставраторов, организованных в Самарканде (1943-1946 гг.).
  3. Большую часть своей жизни посвятил реставрационным работам на самаркандских архитектурных памятниках и усто Кули Джалилов (1891-1960 гг.). Одна из наиболее ответственных работ, выполненных этим мастером, — восстановление и облицовка северо-восточного минарета медресе Улугбека. Эту работу мастер закончил в 1932 г. При его участии осуществлялись и облицовка восточного фасада медресе Шир-Дор, дворовых стен и фасада медресе Улугбека и Тилля-Кари. В 1936-1938 гг. усто Кули совместно с бригадой работал в Шахрисабзе, выполняя консервацию и поправки в реставрации Ак-Сарая, Кок-Гумбаза и мечети Улугбека. В 1955-1956 гг. участвовал в реставрации и облицовке комплекса памятника Ахмада Яссави в Туркестане.

Но не только одними реставрационными работами ограничивалось творчество этого мастера. Он – одновременно искусный резчик по ганчу. Его резные ганчевые панно неоднократно демонстрировались на художественных выставках. Наиболее известная работа усто Кули в этой области – художественная отделка так называемого Самаркандского зала в Государственном театре оперы и балета им. Навои в Ташкенте. (1946-1947 гг.).

 

  Знаменитый мастер кошинпаз Усто Шафи Исхаков посветил всю свою жизнь любимой работе и гордился историческими архитектурными памятниками Узбекистана

 

  1. Усто Шафи Исхаков (1899 г.) некоторое время работал в Самаркандской керамической мастерской подсобным рабочим, а с 1946 г. включился в реставрационную бригаду, руководимую вначале усто Акрамом, а затем Мирхамидом Юнусовым. С 1950 г. он работает самостоятельно, принимая участие в реставрации облицовок медресе Регистан и мавзолея Неизвестного (Казы-заде Руми) в ансамбле Шахи-Зинда.
  2. Из наиболее талантливых современных мастеров кошинпазов следует назвать Ибрагима Шермухамедова, родившегося в семье гончара в 1928 г. После окончания школы в 1943 г. он посещает школу мастеров-реставраторов, организованную в Самарканде в помещении медресе Шир-Дор. Под руководством известного в республике художника, крупнейшего специалиста в области резьбы по ганчу усто Ширина Мурадова он в течение трех лет обучается искусству резьбы по ганчу и постигает науку реставрации архитектурных памятников прошлого. После окончания этой школы он до 1950 г. работает совместно с Ширином Мурадовым, в частности над оформлением Бухарского зала театра им. А.Навои, на отделочных работах театра им. Мукими, а также на отделке некоторых кинотеатров Ташкента и Самарканда.

В 1951 г. он начинает работать самостоятельно в Самарканде мастером на реставрационном участке. Начав с работы по заполнению стен утраченной майоликой и терракотовыми изразцами, он вскоре переключается на более сложные участки и возглавляет бригаду мастеров. В течение 1957-1961 гг. он полностью реставрирует резную керамическую мозаику фасада медресе Улугбека и выполняет тончайшие работы на портале медресе Шир-Дор.

 

            В 1958-1960 гг. усто Ибрагим оформил майоликовой и керамической мозаикой портал медресе Кукельдаш в Ташкенте.

 

  1. Талантливым, особенно в области наборных резных мозаичных работ, считается усто Абдугаффур Хаккулов (1933 г.). После окончания начальной школы он поступил учеником к известному мастеру-реставратору усто Акраму Умарову, в бригаде которого он проработал около четырех лет. Затем некоторое время он работал с Шамсутдином Гафуровым. Успешно освоив реставрационные приемы, с 1957 г. перешел на самостоятельную работу.

Молодой мастер одним из первых начал трудиться над восстановлением резных мозаичных панно, неустанно повышал свою квалификацию и мастерство, особенно в области вырезывания деталей керамической мозаики. Он добился значительного сокращения времени, затрачиваемого на шлифовку, сборку и установку деталей на место. Так, в 1959 г., работая с двумя учениками, он на выполнение этого процесса затрачивал 30 дней, а в 1960 г. – лишь 20. Мастер хорошо усвоил технологию приготовления раствора и заливку с обратной стороны наборов керамической резной мозаики при совершенно гладкой поверхности лицевой стороны.

 

В 1961-1962 гг. он реставрировал резной керамической мозаикой дворовые стены, южный портал медресе Улугбека и одновременно полностью восстановил мозаичный текст на портале медресе Шир-Дор.


Медресе Кукельдаш в Ташкенте


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»