МАВЗОЛЕЙ АК-САРАЙ

МАВЗОЛЕЙ АК-САРАЙ — БЕЛЫЙ ДВОРЕЦ

К юго-востоку от Гур-Эмира, среди жилой застройки, расположен еще один мавзолей Ак-Сарай. Историко-архитектурное изучение мавзолея позволило установить, что это усыпальница последних Тимуридов., воздвигнутая в 70-х годах XV в., когда мавзолей Гур-Эмир и прилежащие к нему постройки были уже заполнены погребениями.

Внешне мавзолей Ак-Сарай лишен архитектурного декора, лишь стены расчленены аркой посередине, купол не был достроен. А между тем это первоклассный памятник XV в. При небольших размерах здание имеет довольно сложный план: центральную крестовидную зиаратхану, угловые кельи и расположенный с юга продолговатый 3-частный зал, откуда  люк ведет в 8-гранный склеп с четырьмя погребениями.


Строительная техника Центральной Азии второй половины XV в.


Отмечена выдающимися достижениями в области разработки сводчато-купольных конструкций. Традиционная, веками применявшаяся система тромпов, как метод перехода от квадратного плана к кругу купола, в крупных постройках первой половины XV в. (мечеть Биби-ханым, ханака Улугбека) показала свою неполноценность при значительных пролетах и больших высотах помещений.

Поиски новых конструктивных приемов запечатлены уже в мечети Туман-ака, во входном чартаке ансамбля Шахи-Зинда, в мазаре Чупан-ата. К середине XV в. вырабатывается новая, технически гораздо более совершенная, чем система тромпов, конструкция пересекающихся арок и щитовидных парусов, и самые полноценные, зрелые образцы ее представлены в двух самаркандских мавзолеях – Ишрат-хане и Ак-Сарае. Эти конструктивные нововведения коренным образом влияют на облик интерьера. В Ак-Сарае наиболее выразителен в этом отношении зал зиаратханы.

Высокая панель тончайших мозаичных наборов (ныне сохранившаяся фрагментарно) проходит в основании, огибая все входящие и выступающие углы сложного крестообразного плана. Стены над ней, по сути, нет: выше панели сразу же начинается нарастание ребер-гуртов, очерчивающих арки, щитовидные паруса, звездчатые полукупола над нишами и, наконец, отлогая, звездчатая у основания скуфья центрального купола. Переход к этой скуфье и глубокие пазухи угловых парусов заполнены лепкой сталактитов. Эта подвижность линий и плавные выгибы косых поверхностей придают всему перекрытию пластическую мягкость, лишают их резких архитектурных границ.

Новые приемы архитектурного построения интерьеров вызывают к жизни и новые методы архитектурного убранства Дробным, выгнутым поверхностям щитовидных парусов и сталактитов как нельзя более соответствует декоративная техника кундаль, появление которой также падает на вторую половину XV в. (мавзолей Ишрат-хана). Слегка рельефный рисунок, обильное применение золота (в фоне или в орнаменте), обширная гамма цветовой тональности в окраске пышных растительных, цветочных по преимуществу, узоров напоминают текстиль, те богатые парчовые ткани, производством которых издавна славились среднеазиатские города. При всем том орнаментация, характер рисунка подчинены границам и контурам заполняемого архитектурного поля.


Три Мавзолея


Гур-Эмир, Рухабад, Ак-Сарай, расположенные поблизости друг от друга, отстроенные в промежутке ста лет, дают наглядную картину эволюции архитектуры. Рухабад по своей композиции еще целиком принадлежит традициям предшествующей эпохи, и лишь возрастание масштабов придает ему новое звучание. В Гур-Эмире, этом подлинно царском мавзолее, ведущей чертой является монументальность, которая определяется не только абсолютными размерами, но и новой композицией объемов, пропорциональным строем их, приемами декоративного убранства. В Ак-Сарае – интимной фамильной усыпальнице – налицо усложнение планировки, а весь художественный акцент – внутри. И все три памятника – как бы вехи на пути развития искусства большой эпохи, с торжественной мощью его архитектурных образов в начале и рафинированной изысканностью их в конце.