МАВЗОЛЕЙ  ГУР-ЭМИР

 

 


 

ГУР ЭМИР —  МАВЗОЛЕЙ ДИНАСТИИ ТИМУРИДОВ ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ

 


В начале XV века был построен один из лучших архитектурных памятников Узбекистана — мавзолей Гур-Эмир. Здесь похоронены Амир Тимур и его внук Улугбек.

 


Строительство мавзолея в Самарканде началось по приказу Тимура в 1403 году для внука его Мухаммеда-Султана, который должен был стать правителем Мавераннахра после смерти Тимура. Однако, Мухаммед-Султан скончался раньше Тимура. По приказу правителя мавзолей начали строить на территории ансамбля Мухаммеда-Султана. Ансамбль включал в себя две постройки: медресе (духовное мусульманское училище) и хонако, в котором останавливались приезжавшие в Самарканд купцы и путешественники. Фасадами оба здания были обращены в небольшой четырехугольный двор, который с юга и севера завершали высокие стены. В центре северной стены был устроен портал с входом во двор. В центре южной стены располагалась глубокая арочная ниша. В четырех углах двора возвышались высокие стройные минареты. Оба минарета с южной стороны сохранились до наших дней на половину своей первоначальной высоты (они были восстановлены самаркандскими реставраторами в 1996 году). Два северных минарета рухнули во время землетрясения в XIX веке. К южной стене ансамбля Мухаммеда-Султана и была начата пристройка мавзолея для царевича.


 


   В конце 1404 года  Тимур отправился походом на Китай. В феврале 1405 года в городе Отраре (Южный Казахстан) Тимур скончался в возрасте 69 лет. Тело правителя перевезли в Самарканд и захоронили в мавзолее Мухаммеда-Султана. С этого времени мавзолей стал называться Гур-Эмир — могила Эмира. В последствие здесь хоронят сыновей, внуков, правнуков Тимура.


Внешний вид мавзолея необычен для монументальных среднеазиатских сооружений XIV-XV вв.: восьмигранный нижний объем, завершенный цилиндрическим барабаном, плавно переходящим в уникальный по форме яйцевидный внешний купол. Высота его 15 метров. Купол разделен на 64 грани, украшенные голубыми изразцами.


 

 

 


Первоначально вход в мавзолей осуществлялся через дверь, устроенную в центре южной ниши двора. После того, как в Самарканд перевезли останки Мир Сейида-Береке — духовного наставника Тимура — и захоронили в мавзолее, по приказу Улугбека к восточной стене мавзолея пристроили галерею, по которой и сейчас посетители проходят в мавзолей.


Когда-то всякого, кто приходил в мавзолей, встречала у входа красивая плита с надписью, говорившей о том, что здесь похоронен Тимур. Эта плита находится в Эрмитаже. Там же и одна створка двери, украшенная искусной резьбой, слоновой костью и серебром.

Художественная и историческая значимость мавзолея Гур-Эмир обусловила большой и непреходящий интерес к нему исследователей. Ему посвящены страницы во всех обобщающих трудах по архитектуре Средней Азии


НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАВЗОЛЕЯ


Серьезное исследование мавзолея (интерьера) стало возможно только после установки в нем лесов, что позволило посредством визуального обследования, зондажей, химических анализов штукатурок и красок выявить творческие методы мастеров средневековья, их художественные и технологические приемы, применявшиеся материалы, а также установить историю создания и обновлений декора.

Архитектура интерьера выдержана в схеме, ставшей в Мавераннахре к началу XV в. традиционной. На стены опирается ярус тромпов, создающий через шестнадцатигранник переход к окружности внутреннего купола. Однако строители ввели некоторые дополнения, направленные на увеличение внутреннего пространства, а также применили композиционные приемы, способствующие восприятию интерьера как более высокого. В конце XIV в. наблюдается стремление зодчих увеличить площадь за счет устройства ниш по осям стен. В Гур-Эмире  ниши достигают  предельных,  допускаемых  конструкциями  ширины (4,3 м)  и  глубины (2,8 м). (В мечети Биби-ханым попытка расширить ниши привела к трещинам в стенах и арках во время строительства). Эти ниши придали внутреннему плану вид креста и намного увеличили площадь.


АРХИТЕКТУРА И ДЕКОР МАВЗОЛЕЯ ГУР-ЭМИР


Высота интерьера — 23 метра при длине четверика 10 метров. Ниши высотой 9 метров доходят почти до самого верха стен, как бы разделяя их на два угловых массивных, но сильно вытянутых вверх устоя, которые зрительно переносятся на весь четверик.

В декоре интерьера мавзолея Гур-Эмир нашли отражение характерные для рубежа XIV-XV вв. композиционные приемы. Каждый из объемов, ограничивающих внутреннее пространство, трактуется как самостоятельный, со своей орнаментальной композицией, построение которой неразрывно связано с характером украшаемых частей, их площадью, высотой расположения, с их архитектурными особенностями.

Убранство интерьеров во времена Тимура отличалось большой помпезностью, насыщенностью узорами и цветом, созданием сплошного декоративного покрытия. Этот же принцип характерен и для мавзолея Гур-Эмир. Многочисленные обрамления ограничивают архитектурные плоскости. Однако художники отказались здесь от мелких, чисто декоративных членений на отдельные панно, что часто встречается в зданиях того времени — в мавзолее Ширин-бика-ака, Туман-ака и даже мечети Биби-ханым.


В декоре мавзолея Гур-Эмир использованы, кажется, все имевшиеся в арсенале художника средства: резьба по камню и дереву, сталактиты и витражи, но главное положение занимают сине-золотые росписи. Ими покрыты все плоскости от низа стен до вершины купола. Росписи выполнялись клеевыми красками по сухому ганчевому грунту и рельефами из папье-маше. Мастера применяли минеральные красители: синий — натуральный ультрамарин, зеленый — медная зелень типа малахита или хризоколы, красный — красная охра с примесью киновари, желтый — охра, черный — жженая кость, белый — ганч. (Качественный химический и спектральный анализы пигментов, золота, а также лабораторные исследования бумаги, клеев и штукатурок выполнены Всесоюзной научно-исследовательской лабораторией по консервации и реставрации музейных художественных ценностей Министерства культуры СССР).


 

 

 


Штукатурка под росписями многослойная. На кирпичную кладку наносился толстый (до 3 см) черновой слой ганчхока (смесь ганча, глины и песка), затем чистовой из гульганча (ганч высокого качества мелкого помола) толщиной 1-2 см, поверх которого выполнялась тонкая (до 1-2 мм) затирка-грунт под роспись. Однако, хотя штукатурная основа готовилась, казалось бы, очень тщательно, мастера не предусмотрели прочного скрепления отдельных ее слоев между собой и особенно двух последних. При быстрой схватываемости ганча нижний слой штукатурки уже затвердевал, и наносившийся на его гладкую, затертую без насечек, поверхность следующий слой не получал с ним достаточного сцепления. Поэтому в мавзолее Гур-Эмир, как и в других сооружениях Средней Азии этого времени, наблюдается расслоение штукатурки, вспучивание и особенно сильные осыпи верхнего слоя — грунта, который уносит и живопись. Росписи были выдержаны в сине-золотой гамме. Золото применялось листовое с примесью серебра. Оно накладывалось на грунт из местной оранжево-коричневой глины кизил-кессак.

 


В Средней Азии для большего рефлексирования золота поверхность, покрывавшаяся им, делалась выпуклой, рельефной или, наоборот, вогнутой, заглубленной в грунте. Чем крупнее был орнамент, тем выше делался рельеф или глубже прорези. Только на очень мелких деталях золото наносилось на ровную поверхность.


 

 


В Гур-Эмире применены все разновидности основания для позолоты, причем для рельефной основы использованы различные материалы и соответственно технология.

 


Для рельефов второй раз в истории архитектуры Средней Азии (после мечети Биби-ханым) в основном применено папье-маше. Оно выклеивалось в формах, очевидно, ганчевых, из 7-8 листов местной хлопковой бумаги на крахмалистом растительном клее. В подлинных папье-маше встречаются листы бумаги, уже бывшей в употреблении. Использовалась обычная недорогая бумага, бытовавшая в то время. Мастера учитывали предшествующий опыт и совершенствовали технологию. Так, в мечети Биби-ханым выклеивали отдельно рельефы каждого элемента орнамента, из которых узор собирался уже на поверхностях в интерьере. (Например, изготовлялись фрагменты стеблей, а из них монтировались переплетающиеся стебли на куполе.) В Гур-Эмире подобный орнамент из переплетающихся стеблей на куполе был разделен на раппорты, которые выклеивались целиком. Каждый раппорт включает рельефную часть и плоскую между плетениями узора, которая в дальнейшем расписывалась так же, как и вся фоновая поверхность купола. Процесс монтажа таких рельефов стал быстрее и проще. Лицевая сторона папье-маше грунтовалась ганчем, а под золото кизил-кессаком, золотилась и расписывалась.


Применение папье-маше для создания рельефной поверхности под золото было разумным и экономичным. Сырья было достаточно, ибо в то время Самарканд славился на Востоке своей бумагой, которую он экспортировал. На отводных от Сиаба арыках располагались многочисленные бумажные мельницы и склады материала для выделки бумаги Техника изготовления — из склеенных листов бумаги — была, очевидно, заимствована у мастеров-переплетчиков рукописных книг.

 


Медальоны из папье-маше достаточно эластичны, поэтому им не надо было придавать заранее изгиб, соответствующий кривизне украшаемой поверхности. Это делалось при установке их на место. Крепление папье-маше простое — коваными гвоздями, которые не были видны снизу. Создание рельефного орнамента из другого материала, например, ганча, потребовало бы большей затраты труда и времени при резьбе прямо на поверхности, при отливке же медальонов осложнило бы их монтаж на месте. Помимо того, нагрузка на сравнительно легкий внутренний купол значительно увеличилась бы. Кроме папье-маше в незначительном количестве для основы под золото использовались ганчевые рельефы, оклеенные бумагой. (Они встречены также в декоре мечети Биби-ханым и мавзолея Туман-ака в ансамбле Шахи-Зинда). В форму, выложенную листом, очевидно влажной бумаги, смазанной клеем, заливался раствор из тонкомолотого гульганча. Такая техника применялась в основном для изображения куфических надписей. Бумага, служа лицевой поверхностью всего изображения, скрепляла воедино рельефные буквы надписи. Бумага грунтовалась, и орнамент золотился и расписывался красками.


 


Принцип размещения декора в интерьере мавзолея традиционен для памятников Средней Азии: три полосы надписей, размещенные над панелью, по верху стен и на 16-граннике между парусным ярусом и куполом, как бы разграничивают эти различные части, каждая из которых обладает индивидуальными композиционными особенностями.

Первоначальная панель неизвестна, существующая выполнена во времена Улугбека из плит натечного ониксовидного известняка зелено-желтого оттенка. Плинтус под ней сложен из блоков светло-серого известняка и украшен резным орнаментом из четырехлепестковых розеток и вытянутых медальонов.

Зеркала панели внутри разделены на шестиугольники со стороной 10 см. Панель была украшена росписью. Во все углубления между шашками и на бордюре были вставлены граненые полоски из темно-зеленого, почти черного змеевика.

Над панелью находятся высеченные в мраморе сталактитовый карниз и фриз с арабской надписью. Поверхность мрамора покрыта тонким слоем шпаклевки и по ней расписана. На сталактитах изображены мелкие золотые медальоны, обведенные ультрамарином. Буквы надписи вызолочены по кизил-кессаку, а углубления между ними густо заполнены изображением синих веток с листьями, выполненными одним мазком кисти.

 


Стены украшены громадными панно с крупным звездчатым гирихом. Их – четыре –  по одному в каждом углу мавзолея. Вверху всех стен (на высоту 1,2 м) в фигурах гириха сделана куфическая надпись (дважды повторяется имя «Мухаммад»).  Плетения гириха заполнял живописный орнамент: на белом грунте синие спирали или веточки с листьями, такие же, как на мраморной надписи. Чередование рисунков бессистемно, они произвольно сменяют  друг друга.

Стрельчатые ниши четверика завершаются декоративными сталактитовыми полукуполами. Вертикальные плоскости сталактитов украшены мелкими золотыми ромбами, образующими шестиугольники с золотым пятном в центре, и синими спиралями; треугольные — золотыми цветами на синем фоне.

На софитах ниш укреплены цепочки чередующихся больших и малых квадратов, изготовленных в технике ганчевых рельефов с бумагой на поверхности. На них куфическими буквами изображены слова «Мухаммад» и «Аллах».

Тимпаны ниш украшает крупный стилизованный растительный орнамент с распространенной для Среднего Востока композицией. На диагональной оси стебель с листьями и цветами образует овальный медальон. Крупные элементы узора углублены в штукатурке и вызолочены, фон синий.

Для убранства купола и парусного яруса, как и в гирихах стен, были применены  рельефы из папье-маше, вызолоченные и расписанные. Сомкнутые своды тромпов украшены орнаментальной композицией из сочетания крупных звезд и растительных элементов. Все детали орнамента были вызолочены, оттенены красной обводкой и синей каймой, а фон расписан ультрамариновыми спиралями.

В слегка углубленных нишах парусного яруса по обеим сторонам окон были прибиты не сохранившиеся изображения букетов в вазах, форма которых была восстановлена благодаря окружавшему их бордюру. Ваза невысокая, с круглым туловом на низкой подставке и расширяющимся кверху горлом, букет в ней в форме узкого острого листа. Поле вокруг вазы сплошь заполнено шестилепестковыми розетками из папье-маше на фоне из синих спиралей.


 


На 16-граннике между куполом и парусным ярусом шестнадцать раз повторяется сура из Корана.

Снизу и сверху фриз окаймлен узкими бордюрами с повторяющейся формулой «Султан Мухаммад», расшифрованной С.Б.Певзнером. Это единственное упоминание в интерьере имени царевича, для которого строился мавзолей.

Декор купола композиционно представляет собой переплетающиеся побеги, которые расходятся от 32-конечной золоченой звезды в его зените.

Шесть рядов медальонов папье-маше ниже звезды (три основных и три промежуточных) по форме резко отличаются от остальных и создают громадную розетку, украшающую верх купола. Такая композиция нередка на Востоке. Подобный пример находим в росписи купола мавзолея Ширин-бика-ака; особенно часто украшение купола большой розеткой встречается в хорасанских памятниках, где она обособлена от остальной орнаментации купола. В Гур-Эмире розетка только как бы намечена и тесно связана с  нижерасположенным узором. Раппорты-медальоны папье-маше разных горизонтальных поясов очень близки по форме и напоминают трилистник. Размеры их увеличиваются в каждом находящемся ниже поясе, слегка варьируется и форма. При закреплении папье-маше на куполе верхний угол нижнего медальона накладывался на прикрепленный выше так, что рельефные стебли совпадали. В результате получалось изображение непрерывных, ветвящихся, переплетающихся стеблей, бегущих от низа купола к его вершине.

Все рельефные части папье-маше были вызолочены по кизил-кессаку, плоские — загрунтованы ганчем. Поверхность по золоту расписана ультрамарином, которым выполнен фон, а рисунок оставлен золотым — это мелкие цветы, полосы, трилистники, розетки. Золото накладывалось небольшими кусочками, неплотно прилегающими друг к другу, просветы красноватой подкладки кизил-кессака придавали ему большую живость и теплоту.

Плоские части папье-маше и поверхность купола между медальонами расписаны одинаково — синими мелкими спиралями по белому грунту. Они выглядят единым фоном, на котором вьется сине-золотой рельефный растительный орнамент.

После тщательного исследования декора мавзолея выявилась история его создания. Композиция в целом, орнаментальные разбивки на всех частях, кроме двух поясов надписей и полосы узора над панелью, первоначальны. К этому времени относится и вся роспись с использованием папье-маше и углублением орнамента для позолоты (тимпаны, надписи).

Сочетание различной по технике подосновы для золотых орнаментов было распространено во времена Тимура. Это наблюдается и в мечети Биби-ханым, где соседствуют папье-маше, углубленные в штукатурке узоры, ганчевые отливки, оклеенные бумагой.

Крупный ремонт в интерьере был сделан во времена Улугбека. Вероятнее всего, он совпал с установкой новой панели. Тогда же были переписаны орнаментальный фриз над панелью, обе живописные надписи (вверху стен и под куполом), узоры на плетениях гириха, подновлены рисунки на сталактитах ниш. Всем этим обновлениям свойственны характер исполнения, орнаментика и колорит росписей второй четверти XV в.

По данным архитектурных исследований, проведенных И.Е.Плетневым, в  ансамбле Гур-Эмир Улугбеком осуществлялось крупное строительство. В это же время могли и подновляться росписи.

Убранство интерьера мавзолея дополняли деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой и инкрустацией перламутром и серебром, а также цветные узорчатые витражи в окнах из красного, синего, голубого, зеленого, вишневого, фиолетового и желтого стекла. На полу мавзолея стоят надгробия соответственно захоронениям, расположенным в склепе. Знаменитое черно-зеленое нефритовое надгробие Тимура, украшенное резьбой, как и белая мраморная решетка, ограждающая площадь с надгробиями, поставлено при Улугбеке.

Большая заслуга создавших мавзолей Гур-Эмир мастеров, имен которых нам, к сожалению, не сохранила история, состоит в умелом гармоничном сочетании декора с архитектурой интерьера, с его конструктивным остовом. Мастера четко разделили весь интерьер на несущие, работающие части, не принимающие нагрузки сверху, подчинив этому убранство.

Очень удачным можно считать объединение боковых частей смежных стен грандиозными панно. Крупный рисунок их, равномерное распределение орнамента по всей поверхности усиливают впечатление одинаковой прочности, монолитности стен. Благодаря такой композиции угловые участки стен выглядят действительно мощными устоями, принимающими тяжесть перекрытия и по строгим линиям геометрического орнамента передающими ее вниз. Ниши имеют самостоятельное композиционное решение. Также не несут тяжести купола и тимпаны ниш. Вот почему их можно было украсить легким и изящным растительным орнаментом. Он крупный, но соразмерный самим тимпанам и интерьеру в целом. Снизу различие двух расположенных рядом орнаментов дает понять различное назначение этих конструктивных элементов здания.

Несомые части конструкций — купол и парусный ярус (зрительно последний выглядит несомым из-за своей небольшой по отношению к четверику высоты) — украшены одинаково: золотым изящным растительным и геометрическим орнаментом на легкой, как бы вибрирующей поверхности голубого фона. Может показаться нелогичным, что на большой высоте (23 м) мастера выписывали тонкие спирали, рисунок которых не мог быть виден снизу. Но в мавзолее становится ясно, что такое заполнение фона было рассчитано на другой и более впечатляющий эффект, чем прочтение деталей орнамента. Спирали и не выглядят самостоятельным узором, они создают фон. Если бы просветы между рельефным золотым рисунком были окрашены в один сплошной колер, то купол стал бы несравненно более тяжелым и мрачным. Подсознательное восприятие то синих, то белых спиралей (так как промежутки фона между синими спиралями читаются как белые) создает необычайно красивый эффект легкой, как бы воздушной поверхности. А тонкие золотые орнаменты на рельефных стеблях, хорошо видимые снизу, как стало ясно после реставрации купола, придают декору еще большее изящество.

Свет в интерьере был как естественный, так и искусственный. Стены освещались сквозь окна в нишах и двери, тромпы и  купол — окнами, пробитыми в парусном ярусе. Но мелкие, цветные, различной толщины стекла в окнах, вероятно, не пропускали достаточно света даже днем. В стреле арки каждого тромпа и в центре купола вмуровано по кольцу, на которые, очевидно, вешали источники искусственного света. Это могли быть люстры, в которые вставлялись свечи. В XV в. в Средней Азии употребление свечей вместо чирагов (светильников) стало распространенным. В гробнице Ахмеда Ясеви в г. Туркестане уцелели бронзовые подсвечники (два хранятся в Эрмитаже). На одном из них имеется дата -1397 г.

Кроме того, историк времени Тимура Шереф-ад-дин Али Йезди писал, что после того, как в мавзолее захоронили Тимура, стены были завешены коврами, кошмами, было вывешено оружие Тимура, а с потолка спускалась золотая люстра весом в 50 тысяч мискалей (1 мискаль – 4 грамма золота).

Впечатление у зрителя, вошедшего под свод мавзолея, огромно по силе. Устремленные ввысь конструкции, мощный рисунок на стенах, мягко мерцающие золотые орнаменты на голубом воздушном фоне вверху открываются взору. Для украшения интерьера, грандиозного по своему художественному воздействию, мастера использовали набор орнаментов, уже известных в XIV в. Все рисунки можно разделить на три группы: эпиграфика, гирихи, стилизованные растительные узоры. Однако при такой традиционной орнаментике росписи Гур-Эмира глубоко индивидуальны и уникальны. В этом и проявилось мастерство художников, которые, имея в своем арсенале сравнительно небольшое количество орнаментальных схем, создали из них уникальные рисунки. Принцип построения, схема брались только за основу, а весь узор, детали, мелкое заполнение художники рисовали от руки. Потому-то и нет в Гур-Эмире двух совершенно одинаковых тимпанов, медальонов на куполе или парусах, розеток на панели.

Росписи выполнены крупными цветовыми пятнами. Даже мелкие детали нанесены сочно. Колорит очень броский и контрастный — золотой рисунок и синий фон, сплошной или орнаментальный. Эта гамма выдержана от низа стен до вершины купола. Художники почти отказались от других красок. Правда, в надписях еще использованы белая, желтая и черная краски, а в деталях тимпанов — зеленая, но они тонут в общей гамме.


 


Росписи выполнены с большим профессионализмом, порой одним ударом кисти (веточки в плетениях гириха и между букв мраморной надписи, мелкие листья и цветы на тимпанах), одним росчерком (спирали), но очень точно и правильно создана при этом красивая форма детали. Росписи мавзолея, контрастные, яркие, насыщенные позолотой, являются характерным детищем эпохи.

Белой мраморной решеткой окружены надгробия над захоронениями Тимуридов.  Захоронение умерших производится в склепе — подземном помещении,  которое закрывается после каждого захоронения. В мавзолее ставятся памятники в том же порядке, что и могилы внизу. В центре — черно-зеленое нефритовое надгробие над могилой Тимура. В головах у Тимура захоронение Мир-Сейида Береке — духовного наставника Тимура. В ногах у Тимура — Улугбек. Слева от Тимура — его внук Мухаммед-Султан, для которого строился мавзолей. Справа — могила Шахруха, среднего сына Тимура, отца Улугбека. Крайнее у решетки надгробие — могила Мираншаха, младшего сына Тимура. Два маленьких надгробия — малолетние сыновья Улугбека. За решеткой в нише — могила неизвестного, который почитается как святой, о чем говорит шест над надгробием.

 

 


Экспедиция специального государственного Комитета и вскрытие могил в склепе мавзолея Гур-Эмир


 

В мае-июне 1941 года экспедиция специального государственного Комитета Навои, созданного для организации подготовки к празднованию 500-летнего юбилея со дня рождения великого узбекского поэта, изучала памятники Самарканда XV в., времени Тимура и Тимуридов. Одной из задач этой экспедиции было вскрытие могил в склепе мавзолея Гур-Эмир, где похоронены Тимур, некогда создавший крупнейшую в мире империю от Аральского моря и до Персидского залива, от Инда до Средиземного моря, а также его сыновья и внук Улугбек. Целью этого вскрытия была проверка исторических сведений, относящихся к их облику и обстоятельствам смерти. 18 июня 1941 года экспедиция, которой руководил профессор  Т.Н.Кары-Ниязов и куда входили археологи Я.Г.Гулямов и В.А.Шишкин, востоковед А.А.Семенов, антрополог Л.В.Ошанин, скульптор-антрополог М.М.Герасимов и Садриддин Айни, вскрыла склеп. В результате исследований останков установили, что Тимур был захоронен в гробу. Объяснили это тем, что скончался правитель далеко от Самарканда, перевезли его тело сюда в гробу, в нем же и захоронили в склепе Гур-Эмира.


 

 


В мраморном саркофаге Улугбека хорошо сохранился скелет с отдельно лежащим на специальной подушечке черепом. Скелет несет следы насильственной смерти: один из шейных позвонков рассечен острым оружием. Это полностью соответствует историческим данным об убийстве Улугбека.

На останках Улугбека исследователи обнаружили остатки тканей. Верхний слой ткани был темного цвета и сохранился небольшими участками. У исследователей создалось впечатление, что эта ткань является остатками покрывала. Второй слой ткани был золотисто-коричневого цвета и сохранился плохо, очевидно, вследствие продолжительного воздействия воды. Это полностью соответствует предписаниям Шариата: насильственно умерщвленный (шахид — мученик) должен быть похоронен в одежде.


 

На основании тщательного изучения черепов Тимура, Улугбека, Шахруха и Мираншаха  антрополог и скульптор М.М.Герасимов создал скульптурные портреты.

Останки Тимуридов после тщательного их изучения в Академии Наук Узбекистана в Ташкенте в 1942 году были снова захоронены в склепе мавзолея Гур-Эмир.

Пропорциональность, гармония архитектуры и декора, блестяще выполненное убранство интерьера, монументальность делают мавзолей Гур-Эмир интереснейшим и уникальным памятником мировой культуры.


АЛЬ-САМАРКАНД — УНИКАЛЬНЫЕ ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН