МЕДРЕСЕ  АБДУЛАЗИЗ-ХАНА

 

Медресе Абдулазиз-хана — последная крупная медресе в Бухаре

 

В приеме «кош», строго напротив, на одной оси с медресе Улугбека в 1651-52 гг. было построено медресе Абдулазиз-хана. Оно стало последним крупным медресе в Бухаре.

 

В сфере духовных интересов Абдулазиз-хану была близка не научная деятельность, а  поэзия мистического направления. Следуя традиции покровительства искусствам, он приближал к себе поэтов и богословов; следуя той же традиции, он затеял сооружение в своей столице медресе, которое должно было вобрать в себя все лучшее, созданное зодчеством и декоративно-прикладным искусством Бухары, с тем, чтобы превзойти всех своих предшественников по трону. Медресе было создано, а в научной литературе до сих пор идет сдержанный спор о том, насколько ему это удалось. Те, что считают вершиной расцвета тимуровскую эпоху, порицают сооружение Абдулазиз-хана, но есть голоса и в его защиту.

 

 

Бухарские мастера – главный зодчий Мухаммед-Салих, художник-каллиграф Мавляна Мухаммад-Амин, его сын мозаичист Мим Хакан бини Ходжа Мухаммад-Амин использовали канонические схемы, приемы и мотивы. Это и ставится им в вину оппонентами, считающими, что мастера не выходят за рамки разработанных достижений прошлых веков, не внеся ничего нового в искусство.

 

 

А между тем, это медресе отличают значительное усложнение плана и, главным образом, пышность убранства. Возможно, здесь нарушается в чем-то золотое чувство меры, но все же усилия архитекторов и художников не пропали даром: зрелище создается удивительно интересное, красивое и торжественное. Как любил в сомнительных случаях говорить Наршахи: «… бог знает истину лучше».

 

 

 

Перед нами традиционное для Бухары медресе с четырехайванным двором, с портальным входом, угловыми гульдаста и с лоджиями-нишами вокруг двора и по фасаду. Хотя планировка его осложнена срезами углов двора, полувосьмигранной формой ниш айванов, замысловатым расположением добавочных худжр, веером расходящихся за боковыми айванами, общий принцип, по существу, не изменен. Интересно и усовершенствование  жилых ячеек, которые состояли из проходной передней и худжры и были оборудованы каминами, антресолями, нишами в стенах для постели, одежды, посуды и украшены сообразно со вкусами обитателей, покупавших это жилье на время учебы.

 

Медресе Абдулазиз-хана поражает новациями во всех видах декора, родившихся к этому времени. Здесь представлена резная мозаика, майолика, резьба по мрамору и ганчу, кирпичная изразцовая мозаика фасадов, тонкая роспись сводов и стен в интерьерах. Порой мастера пытаются нарушить шаблонный набор орнаментальных мотивов. Например, в мозаики главного фасада были введены летящие к солнцу сказочные фениксы-семурги и змееглавые птицы среди цветов; в облицовки дворовых фасадов – рельефные вазоны с произрастающими из них букетами; в росписи дарсханы – сложные архитектурно-парковые пейзажи, напоминающие романтичные миниатюры Индии времени Великих Моголов. Но все же преобладают веками повторяющиеся мотивы растительно-отвлеченного и геометрического характера.

 

Если в постройках второй половины XVI в. системы сетчатых (щитовидных) парусов давались в гладкой фактуре ганча, а ребра их оконтуривались темной полосой, которая определяла их структурную четкость, то в медресе Абдулазиз-хана плафоны покрывает роспись в технике «кундаль». Насыщенные позолотой росписи «кундаль», появившиеся в XV в. (мавзолей Ишратхана в Самарканде), со второй половины XVI в. на столетие исчезают и появляются лишь в XVII в. в интерьерах медресе Абдулазис-хана. Ведущим фоном росписи остался темно-синий цвет, на котором очень эффектно выглядели позолоченные красно-желтые цветы. Орнаменты с мотивами стилизованных облаков, языков пламени, как бы склоненных порывом ветра гибких ветвей распределены в прямоугольных и многогранных полях в интерьерах дарсханы, мечети и библиотеки.

 

 

 

В медресе Абдулазиз-хана под библиотеку были отведены помещения второго этажа над входом. Это отсек, состоящий из купольного зала с великолепной живописью по сталактитовому своду-ироки и двух худжр с каждой стороны от него, зажатых вторым ярусом общественных залов дарсхана и мечети. С библиотекой сообщались по винтовым лестницам в пилонах портала.

[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]

[vc_empty_space]