МЕДРЕСЕ АЛЛАКУЛИ-ХАНА


Медресе Аллакули-хана (1834-1835 гг.)

 

Медресе  стало последним штрихом в формировании крупнейшего ансамбля Ичан-калы. Ансамбль этот сначала выступил из стен Ичан-калы пассажем у ворот Палван-дарваза, а затем и огромным караван-сараем Аллакули-хана, возведенным напротив ханского дворца Таш-хаули.

Однако развитие ансамбля у восточных ворот на этом не закончилось. Аллакули-хан, при котором и велись основные строительные работы, решил увековечить свое имя не только постройкой дворца, тима и караван-сарая, но и строительством собственного медресе. Место для него было выбрано на площадке между Палван-дарваза, медресе Хурджум и тимом. Места оказалось мало, и архитекторам пришлось поломать голову, прежде чем им удалось втиснуть огромное медресе в довольно тесный промежуток между старыми зданиями. И нужно сказать, что композиция получилась на редкость удачной и выразительной. Теперь сложился окончательно весь восточный архитектурный комплекс. Площадь замкнулась. Привлекательны ее разные уровни, узкие проезды идущих словно в ущелье, бирюзовые пятна на фасадах медресе, купола торговых ниш, плоскости дворцовых стен, легкая колоннада Ак-мечети.

Для строительства медресе пришлось разрушить часть городской стены, и все здание фактически находится на территории Дишан-калы. Пришлось также перестроить медресе Ходжамберди-бия, чтобы устроить проход к медресе Аллакули-хана. Своим южным крылом новое медресе надвинулось на лавки северного торгового ряда Палван-дарваза. С севера худжры второго этажа медресе разместились в пазухах сводов тима Аллакули-хана. Портал медресе, обращенный на запад, воспринимается в паре («кош») с медресе Кутлуг-Мурад-инак.

Одно из самых крупных в Хиве, оно имеет традиционную планировку, но без строгой геометричности, что зависело, скорее всего, от сложных условий строительства. Как и в медресе Кутлуг-Мурад-инак, при входе располагаются купольные помещения общественного назначения: вестибюль, дарсхана и мечеть, за ними, в западном айване двора – летняя мечеть. В общем плане медресе представляет собой прямоугольник с четырехайванным двухэтажным двором. В нескольких худжрах второго этажа над вестибюлем размещалась городская библиотека, основанная Аллакули-ханом и обслуживавшая студентов всех хивинских медресе. Библиотека содержалась за счет доходов с караван-сарая и тима Аллакули-хана, отданных в вакф медресе.

Обычное по архитектуре медресе Аллакули-хана, между тем, производит сильное впечатление своим декором, насыщающим главный и дворовые фасады. Здесь преобладает майолика хорезмского типа синего, белого и голубого тонов в черных контурах рисунка. Это единственное медресе в Хиве, где майоликой украшены тыловые конструкции главного портала.

 

С возведением монументальных зданий медресе Кутлуг-Мурад-инака, а затем и дворца Таш-хаули на бывшей рыночной площади, территория самого большого в Хиве базара значительно уменьшилась. Однако зодчие Хивы и здесь нашли оптимальный вариант: они пришли к композиции выдвинутого в рабад от городской стены торгового пассажа, совмещенного с восточными воротами Ичан-калы – Палван-дарваза. Здесь по сторонам от перекрытого цепочкой куполов проезда, в нишах, разместились многочисленные лавочки.

 

Традиции размещения базаров у городских ворот сложились не менее чем за полтора тысячелетия до того, как были построены хивинские крытые рынки. Исторические источники свидетельствуют о том, что раннефеодальная традиция сооружения торговых зданий успешно развивалась на всем протяжении зрелого средневековья. Описания «красивых крытых базаров» Х века оставили арабские историки.

Образцы двухъярусных, крытых куполами на световых фонарях улиц с лавками по сторонам, пересекавших весь город, находим в летописях эпохи Тимура и Тимуридов – в Самарканде, Герате, Исфагане. Естественно, что в условиях феодального города, где ремесло и торговля были градообразующими факторами, этот вид массового строительства непрестанно совершенствовался, и сводчато-купольное перекрытие протяженного отрезка торговой улицы с лавками по сторонам было обычной задачей. Возможно, что тип крытого торгового пассажа был известен и в Хорезме. Английский путешественник Дженкинсон, торговый агент лондонско-московской компании, посетивший Ургенч в 1558 г., писал: «В городе есть одна длинная улица, покрытая сверху, которая служит местом для рынка».

 

Ак-мечеть

 

В Хиве, как и в других городах Средней Азии, среди базаров строились квартальные мечети. В ансамбле у восточных ворот Ичан-калы расположена Ак-мечеть, отстроенная в 1838-1842 гг. на фундаментах 1657 г. Она представляет собой купольный зал, обнесенный с трех сторон колонным айваном.

Рядом с мечетью была построена баня.  Как показали археологические вскрытия, мечеть и баня имеют единовременные фундаменты и построены, вероятно, в честь Ануша-хана, как память о спасении им отца – Абулгази-хана. Хроники описывают: «На Абулгази, возвращавшегося из похода на Кермине (1657 г.), напал Абдулазиз-хан (бухарский правитель), и только мужество Ануша-хана спасло Абулгази от гибели. По возвращении в Хиву Абулгази устроил велики той, всенародно признал заслуги своего сына, дал ему знамя, войско и пожаловал Хазарасп».  Бани были приданы мечети, очевидно, как вакф для ее содержания. Они представляют несомненный интерес, как техническое сооружение XVII в., с отопительной, водоснабжающей и канализационной системами.

Баня Ануша-хана – полуподземное сооружение, заглубленное, как обычно, в грунт для теплоизоляции. Снаружи видны лишь ее купола, которые то строятся в ряд, то прихотливо группируются, создавая все новые и новые сочетания.

Бани строили специально обученные мастера, которые высоко ценились. Нужно уметь сложить стены так, чтобы они держали тепло, чтобы у воды был нужный сток, а кирпичные своды не разрушались от постоянной сырости и пара. Нужно было так построить отопительную систему, чтобы горячий воздух из топки, проходя под настилом пола, равномерно обогревал все помещение. Мыльная вода по особым желобам стекала в отстойник, та к что пол в купальнях все время был теплым, сухим и чистым.

В одной из старых книг специально говорится о правилах поведения в общественных банях: следует аккуратно зачерпывать воду из бассейна, не расплескивать ее без надобности, стараться не обрызгать соседа. Моющимся советуется лишь ненадолго обнажать среднюю часть тела – аурат.

 

Баня Ануша-хана функционировала по назначению до 1931 г.

 

Ворота Палван-дарваза, бани Ануша-хана, Ак-мечеть и медресе Хурджум составляют древнейшее ядро городской застройки восточной стены, в зависимости от которого разрастался здесь крупнейший архитектурный ансамбль. Но всякий раз любой этап сложения того ансамбля представлял самостоятельное и завершенное целое.

Восточная часть Ичан-калы всегда сохраняла значение торгового центра. Но с XIX в. базары уже проводятся не на открытой площади, а в специальных зданиях. Открытые базары вышли за крепостную стену.

Специальные торговые здания относятся к категории гражданских сооружений, которые в Хиве немногочисленны. Но они тем более ценны, что их мало сохранилось и в других исторических городах.


читать далее…>>>Караван-сарай Аллакули-хана

 

АЛЬ САМАРКАНД — ТУРЫ В ХИВУ