ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ XVIIIч. «АРХИТЕКТУРА XVI-XVII вв»


Медресе Средней Азии — Википедия


ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ

МЕДРЕСЕ И МАВЗОЛЕЙ XVI-XVII вв

«Средняя Азия».

Справочник-путеводитель, М., 1983 г.

(в сокращении)

XVIII часть


  Медресе и мавзолеи XVI-XVII вв. Пригородные дома и особенно дворцы, правители и знати располагались среди зелени садов. Обычно это был регулярный архитектурный сад — чарбаг, разделенный на четыре части аллеями, снабженный системой арыков и бассейнов с проточной водой. За стенами Бухары при Шейбанидах особенно славился чарбаг Биби-Хани. В результате планирования большие сады сохранились в северном Туркменистане вблизи городов Шах-Сенем и Дэв-Кескен.


С пропорциональным купечеством и ханов связано появление в Бухаре большого количества рыночных зданий (Таки-Саррафон, Таки-Тельпек-Фурушон, Тим Абдуллахана). Из Медресе и мавзолеи XVI-XVII вв. в Средней Азии сохранились вододелитель на реке Зеравшан в Самарканде , плотины (например, в Бандыхане), мост Искандера (к северо-востоку от Термеза ), водохранилища — сардобы.


Медресе мавзолеи XVI-XVII вв.


Медресе преобладало наибольшее количество воздвигнутых в городах в XVI-XVII вв. монументальных зданий. Источники сообщают десять их названий, многие из которых сохранились до наших дней: в Бухаре, Самарканде, Ташкенте , Денау. Общая их композиция, уже закрепленная в электрическом образе предшествующих пор, не претерпевает радикальных изменений: квадратный или прямоугольный двор в обводе келий (худжр), замкнутый вестибюль и большие угловые помещения, расположенные в помещении (дарсханы), зимняя мечеть, иногда усыпальница (гурхана) ) ). Творческое новаторство зодчих проявляется лишь в обширных международных аудиториях, в ведущих мечетях, где они демонстрируют блестящую виртуозность в разработке подкупольных конструкций.


Число мавзолеев, созданных в эту пору, невелико, даже погребения ханов и крупных шейхов (духовный наставник исламского суфийского братства) осуществлялось в медресе, в ханаке или просто на семейных кладбищах (усыпальницы Сунидж-хана, Каффаль-Шаши в Ташкенте, Лангарата в Лангаре – Самаркандская область).

Площадь Ляби-Хауз, Бухара - Adras Travel


  Медресе и мавзолеи XVI-XVII вв.

Среди культовых построек ислама по-прежнему главную роль в общественно-идеологической жизни играли мечети. Однако новое было построено немного – использовалось, а иногда и улучшения были сделаны в предшествующем веке джума-мечети ( мечеть Калян в Бухаре). Среди возведенных вновь появились мечети-намазга (загородные на тот момент) в виде многокупольной двухрядной аркады, основанной на столбах и открытой с трех сторон (намазга в Бухаре, Карши, Самарканде, Астана-баба).


   В повседневной жизни среднеазиатских городов большую роль играли внутриквартальные (гузарные) мечети, обслуживаемые общиной целого квартала. Применение легких колонн, навесов, деревянных фигурных плафонов, настенных и потолочных росписей ( мечеть Банляндия , ханака Ходжа Зайнуддина в Бухаре) особенно сближает их архитектуру с народными традициями.

 

Абдуллахан II — самый удачливый в переговорах. Шейбаниды не только воюют, но и договариваются. | Невымышленная история узбеков | Дзен


читать далее…>>>> ЗОДЧЕСТВА XVI-XVII вв


 

АЛЬ САМАРКАНД — ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА