Рейтинг@Mail.ru

ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ Г.А.ПУГАЧЕНКОВА XII


мемориальные комплексы

Мавзолей и Медрасе Ходжа-Машад в окрестностях Курган-Тюбе


ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ IX — XII веков

 «Средняя Азия»
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
XII часть


Вблизи почитаемых захоронений со временем формируются целые мемориальные комплексы и ансамбли. В Тохаристане существуют композиции двух мавзолеев, соединенных глубоким айваном (Султан-Саадат, Ходжа-Машад). В узгенском ансамбле
(Киргизия) три разновременных мавзолея караханидских ханов связаны в единое архитектурное целое. В Самарканде у мнимой могилы Кусама ибн-Аббаса в XI-XII вв. появляются первые постройки Шах-и-Зинды, значительный ансамбль усыпальниц и мечети с минаретом возник в Баласагуне (Бурана) – Киргизия (территория бывшей монгольской империи).


мемориальные комплексы

Мемориальный комплекс Шах-и-Зинда


   В XI-XII вв. в Средней Азии практиковался широкий взаимообмен мастерами художественных профессий, в частности приглашение, порой издалека, снискавших добрую славу зодчих. Так, архитектор Али бини Мухаммед из Серахса (сейчас это пограничный пункт между Туркменией и Ираном) осуществлял строительство джаркурганского минарета (Термез); другой серахский зодчий, Мухаммед бини Атсыз был создателем мавзолея султана Санджара, а зодчий Абу-Наср ибн-Ахмад из Термеза трудился в хорасанском городе Анбаре (современный Сарыпуль в Афганистане). Это не могло не сказаться на взаимообогащении творческих идей во всем обширном среднеазиатском регионе.


   Вместе с тем при общности стиля здесь сохранялась приверженность к традициям местных архитектурных школ.
Существенную черту архитектуры поры развитого средневековья составляло применение зодчими законов геометрического пропорционирования. Анализ сохранившихся зданий свидетельствует, что построения планов, объемов, внутреннего пространства интерьеров следуют строгим правилам геометрической гармонии. Она достигалась соотношением как кратных чисел путем применения модуля (гяза), так и иррациональных чисел, связанных с соотношениями треугольников или же диагоналей квадрата и их производных. Использование этих закономерностей широко входит и в узоропостроения на поверхности и на плоскости.


   Никогда ни до, ни после геометрический узор — гирих не достигал в Средней Азии такого богатства и разнообразия, как в XI-XII вв. Геометрической разбивке подчинялся и растительный узор, а его элементы следовали контурами криволинейных фигур – круга, волны, спирали. Эпиграфический орнамент по сравнению с архитектурными надписями IX-X вв. также заметно усложнился – возникло письмо цветущее — один из арабских почерков — куфи, где буквы перерастают в растительные завершения; большую роль стало играть гибкое несхи (арабский почерк) со свободным движением буквенных сплетений.


Архитектура и архитектурный декор мемориальных комплексов Средней Азии XI — начала XIII вв. развивались в тесном взаимодействии с зодчеством лежавших к югу и юго-западу сопредельных зон современного   Афганистана и Ирана. Тесные экономические и историко-культурные связи и обмен мастерами способствовали слиянию художественных течений в общий поток средневековой культуры этих областей.


 читать далее…>>>

НАШ АДРЕС В РОСИИ

НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

© 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005