Рейтинг@Mail.ru

КОШ-МЕДРЕСЕ

Кош-Медресе Бухары Модари-Хан и Медресе Абдулла-Хана alsamarkand.com

Медресе Мадари-хан

 

К юго-западу от Бухарского Регистана, на старинной улице Хиабан, когда-то тянувшейся к воротам Шир-Гарон, высится ансамбль Кош-медресе.

 

Прием противоположения на единой оси двух монументальных сооружений очень типичен для среднеазиатской монументальной архитектуры феодальной эпохи. Возведение двух медресе связано с деятельностью Абдуллахана. Одно из них – Мадари-хан – было построено в 1566/67 г. в честь матери государя, второе носит имя самого хана и воздвигнуто в 1588-1590 гг. Промежуток почти в четверть столетия, когда Абдуллахан ценой непрерывных походов, сражений и дворцовых убийств прочно закреплял свою власть в Средней Азии, явственно отражен в архитектуре обоих сооружений.

      Медресе Мадари-хан малопримечательно. Главный фасад его из-за неправильной формы земельного участка скошен в плане относительно остальных фасадов, чтобы сохранить красную линию улицы. Фасад подчеркнут возвышенным, но почти не выступающим пештаком, углы фланкированы башенками-гульдаста (букетообразный), в промежутках – по три лоджии в двух этажах.

Три внешних и дворовые фасады лишены каких-либо украшений, лишь на главном фасаде П-образная рама портала, гульдасты, пилястры и софиты арок покрыты простым узором из поливных кирпичей, да в тимпанах имеются майоликовые панно геометрического орнамента. Вокруг трапециевидного двора размещены в два этажа худжры, в углах лежат аудитории-дарсхана. Характерно, что даже велеречивый хронист Абдулла-хана Хафизи-Таныш, не смог сказать об этом медресе ничего, кроме такой весьма сдержанной фразы: «… составляющие его высокие своды и возвышенные купола, верхние и нижние помещения и фундаменты сверху донизу были сделаны прочно…»

 

 

Кош-Медресе Бухары Модари-Хан и Медресе Абдулла-Хана alsamarkand.com

 

 

      Но и эта похвала мало обоснованна. Постройки времени Абдулла-хана строились с претензией на показную монументальность, но спешно и непрочно. В бухарской архитектуре 2-й половины XVI в. в целях экономии материала стены возводились не монолитной кладкой, а двумя рядами кирпича, с заполнением внутреннего промежутка строительным мусором, залитым ганчевым молоком. В результате в большинстве построек стены распучены и деформированы. Та же тенденция к экономии средств имела место и в области облицовочных материалов: на смену трудоемкому искусству резных наборных мозаик или многоцветных майолик, требующих сложной гончарной технологии, приходят простые трехцветные майолики (сине-бело-голубой тональности) с растекающимися контурами узоров. С близкого расстояния они оставляют впечатление неопрятности и утраты той четкости орнаментов, которая присуща среднеазиатским изразцам предшествующих периодов.

Зодчие XVI в. привнесли рационализм в принцип распределения декоративных средств: количество дорогих изразцов сокращается, облицовки сосредоточиваются на главном фасаде и во дворе. Уже на первом этапе зодчества XVI в. декор «ушел» с фасадов в интерьер.

 

 

Кош-Медресе Бухары Модари-Хан и Медресе Абдулла-Хана alsamarkand.com

 

 

Медресе Абдулла-хана

 

 

Все это в полной мере предстает в медресе Абдулла-хана (1588-90 гг.). Облик его внешне очень солиден, масштабы внушительны. План медресе следует традиционной схеме группировки помещений вокруг четырехайванного двора, вход выделен пештаком, углы фланкированы башенками-гульдаста.

Орнаментация главного и дворового фасадов выполнена из цветных глазурованных кирпичей и из таких же некачественных майолик, как и на медресе Мадари-хан. Лишь входная дверь, оформленная тонкими столярными наборами, образующими сложный десятилучевой гирих,  с резьбой растительного характера внутри геометрических фигур, представляет собой незаурядное произведение декоративно-прикладного искусства.

Однако в планировке медресе имеется ряд особенностей, свидетельствующих о том, что зодчие старались наиболее рационально использовать внутреннее пространство, включив в него как можно больше помещений. Здесь размещена группа худжр, обращенных на главный фасад, а за ними справа и слева от входного вестибюля лежат мечеть и дарсхана.

В положении мечети отмечается интересная особенность: план ее несколько повернут относительно главных осей медресе, но не на кыблу (т.е. в сторону Мекки), а строго по странам света. Это наводит на предположение, что Абдулла-хан, уже на склоне лет строивший свое медресе, думал, возможно, что зал этот послужит его усыпальницей (по правилам, захоронение мусульманина должно быть ориентировано строго с севера на юг). В эту пору безраздельного господства в идеологии общества высшего феодального духовенства, осуждалось возведение пышных особых усыпальниц для светских лиц, которое еще практиковалось в начале XVI в., — даже для государей.

Перекрытия дарсханы и мечети дошли в неплохой сохранности. Над их крестообразными в плане залами переброшены пересекающиеся подпружные арки, между которыми размешены щитовидные паруса. В угловых пазухах – лепные сталактиты, а распалубки под арками разбиты с помощью ганчевых гуртов на части, представляющие собой как бы тимпаны над нишами. На них нанесен сложный звездчатый гирих.

Разнообразие систем перекрытий, которое появляется во 2-й половине XV в. в самаркандских мавзолеях Ишрат-хана и Ак-Сарай, в Бухаре предстает как одно из главнейших достижений строительной мысли 2-й половины XVI в. Новаторство и творческие поиски бухарских зодчих привнесли в архитектуру пространственное нарастание основных несущих конструкций, сложную, но очень четкую систему стереометрических построений на распалубках и парусах такого замысловатого рисунка, что конструкция почти перерастает в орнаментальный узор.

Помимо худжр, окружающих двор, множество комнат размещено в угловых массивах здания. В особом, выдвинутом за линию фасада, объеме у южного айвана расположено еще 8 комнат. Целая группа помещений лежит на главной оси медресе, напротив входа. Центральным, организующим ядром этой группы является восьмигранный двухъярусный зал со световым фонарем (зал так и называется – «Фануси Абдулла-хан» — «Фонарь Абдулла-хана»), который окружен по двум этажам 20 худжрами. Свет падает сверху, через подкупольные оконца.

Мягкое, равномерное освещение, большой спасительный в условиях летней жары резервуар воздуха, планировочно связующая роль этого зала, введение, путем выноса архитектурных объемов за фасады медресе, дополнительных жилых помещений – все свидетельствует о вдумчивых поисках строителями медресе практически наиболее целесообразного решения.

Остается только восхищаться создателями этого сооружения, как и ряду других подобных построек времени Абдулла-хана.

Свежие комментарии

    НАШ АДРЕС В РОСИИ

    НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

    ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

    © 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

    УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005