ТОРГОВЫЕ КУПОЛА III-часть


Рисола

 

 

Предание о происхождении того или иного ремесла было записано в «Рисола»  (цеховой Устав). «Рисола» содержала многие догмы ремесла и заповеди корпорации, в ней устанавливались взаимоотношения между мастером (усто), его помощниками и учениками. Ученичество продолжалось очень долго – 10-15 лет. Возведение в ранг мастера сопровождалось торжественным обрядом, когда устраивался многолюдный пир, произносилась «разрешительная» молитва и надевался специальный пояс.

 

Каждое из ремесел имело своего «святого» покровителя. Так, патроном земледельцев был Адам, которому Бог повелел обрабатывать землю. Покровителем плотников был Нух (Ной), первым взявший в руки топор и соорудивший корабль. Чрезвычайно почитаемый в Бухаре шейх Бахауддин Накшбанди являлся покровителем многих ремесел, особенно связанных с нанесением узоров. Ходжа Бахауддин сам некогда был ткачом и изготовлял цветную шелковую материю с золотыми и серебряными нитями.

 

Под куполом Таки-Тильпак-фурушон продавали головные уборы. Всевозможные тюбетейки лежали не только на прилавках, но гроздьями висели на железных крюках, вбитых прямо в стены. Здесь же можно было купить и чалму. Тюрбан мусульманина – это покров, в который завернут его после смерти. Правоверный постоянно имел при себе свой саван, что напоминало ему о бренности жизни. Чалма сворачивалась из ткани не менее 7 аршин длиной (1 аршин=70 см), но были щеголи, которые носили на голове 28-ми и даже 42-аршинные отрезы. Дорогая, красиво свернутая чалма являлась предметом гордости хозяина.


Очерки профессор А.Семенова

 


Еще 100 лет назад, как сообщает проф.А.Семенов, на базарах Бухары можно было купить все – от эффектных мальтийских шалей, тканной золотом индийской кисеи, иранских бронзовых чаш и тончайшей фарфоровой посуды до тяжелых мечей крестоносцев с серебряными латинскими девизами у гарды: «Сегодня я дал, завтра получил. От Рождества Христова 1405 год», или «Помни о смерти. От Рождества Христова 1376 год».

 

Далее А.Семенов пишет: «Жизнь в столице ханства начиналась рано. В летнее время часов в пять утра начинали торговлю огромные бухарские базары, и городские ворота уже были открыты. Людской поток широкими волнами заливал все улицы, и потому теснота и давка на них были столь велики, что двигаться вперед удавалось лишь с превеликим трудом. Когда позади или впереди показывалась арба со своими огромными колесами и загораживала улицу, ехал всадник или кавалькада их, то все стремительно кидались в узкие закоулки, жались к стенам, вспрыгивали на прилавки лавок и старались поскорее избавиться от неожиданной помехи. И кого только не встречалось в этом густом человеческом море!

Были тут, помимо бухарцев в их ослепительно белых чалмах и живописных шелковых и полушелковых халатах, рослые катаны в широчайших «сасанидских» шароварах, в белых длинных рубахах под черными короткими куртками; туркмены в высоких папахах с заткнутыми за пояс «бейбулами» и в красных с черной полоской халатах; длиннокосые китайцы в широких кафтанах и юбках, обутые в туфли с толстой мягкой подошвой; арабы в белых или темных бурнусах с характерными чалмами, свернутыми из довольно толстых жгутов, обмотанных шнурами; щеголеватые индийские парсы в шитых золотом туфлях с загнутыми носками, и многие, многие другие».

 

В чиновничьей иерархии Бухарского эмирата была должность ишан-раиса, который следил за исправлением мусульманских обрядов, проверял знание правоверными ритуала и правильность мер и весов на базарах. Он мог остановить и проэкзаменовать на улице любого и, если человек спасовал, всыпать на месте специальной плетью «дуррой» до 39 ударов. Вот как рассказывает об этом очевидец: «Вот едет худой старец в большой белоснежной чалме, в богатом парчовом халате; под ним хороший конь с богатой сбруей, золоченое седло и посеребряные стремена. За ним следуют быстрым шагом девять здоровых молодых людей с палками. Это едет Раис-уш-шариат Бухары, блюститель меры веса и длины на базарах, суровый цензор нравственности правоверного города, и глава всех раисов ханства. Следующие за ним – его мулозимы (почетные стражи при высших должностных лицах).

Среди базарного люда замешательство и любопытство. Вот ишан-раис въезжает в ряд шелковых тканей, где сидят купцы, важные и степенные. Он поравнялся с одной из лавок, попридержал коня и слегка кивнул головой на торговца. Моментально к тому подбегает кто-нибудь из мулозимов Раиса с образцом базарного аршина и, сравнив его с тем, что был у купца, быстро возвращается к Раису и показывает, что газ (гяз) купце несколько короче установленного образца. (Гяз – мера длины, различная в разных районах. Например, самаркандский гяз = 80 см, бухарский гяз = 100 см). Раис называет одну какую-либо цифру (всегда нечетную), например, 11. Тогда к продавцу приближаются двое мулозимов с палками.

Один стаскивает его с прилавка, быстро вскидывает его себе на спину, а другой закидывает ему халат и рубашку на голову и, спустив штаны, начинает наносить удары палкой. Если виновный кричит, то счет палочных ударов считают с той палки, под которой наказуемый испустил свой первый крик. По окончании экзекуции продавец, обливаясь горькими слезами от боли и стыда, с волочащимися по земле штанами, подходит к ишан-раису и целует ему руку. Преступление открыто, и преступник наказан. Раис едет дальше…».

 

            Система наказаний в Бухарском эмирате была чрезвычайно жестокой: за кражу отсекали руку, если повторялась – казнили.

НАШИ ТУРПАКЕТЫ:

 

РУБРИКИ ПО ТЕМЕ: