ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ЖИВШИЕ В ЭПОХУ САМАНИДОВ.
Саманиды. Аль-Беруни из Газни был выдающимся ученым-физиком, астрономом, математиком, естествоиспытателем и историком.
Омар Хайям , который обучался и преподавал в Мерве, внес огромный вклад в развитие алгебры. Правда, во многих поколениях он был известен как талантливый поэт-вольнодумец, проповедовавший любовь и вино, но научная работа занимала в его жизни гораздо больше места, чем поэзия.
В это же время в Мавераннахре создал свое бессмертное произведение «Шах-наме» поэт Фирдоуси.
Ученые в период правления Самандидов пользовались большими почетами и были освобождены от обязанности «целовать землю» перед государем.
ГОРОД
В этот же период постоянные изменения и в градостроительстве. Точно очерчивается информация о городском поселении – шахристане с цитаделью и пригородах – рабады , окруженных внешней стеной. Строительство новых городов не велось, зато основательно переделывались «старые». Появляются здания, фасады которых облицовываются глазурованным кирпичом голубого, белого и фиолетового цветов. Улицы и боковые переулки были аккуратно вымощены каменными плитами и сделаны стоки для воды и нечистот. Улицы оказались в чистоте. В архитектуре начинает внедряться монументальный стиль, прежде всего в строительстве соборных мечетей и мавзолеев. О высоком мастерстве и тонком художественном вкусе строителей и архитекторов этого периода свидетельствует мавзолей Саманидов в Бухаре, построенный Исмаилом Самани над могилой своего отца Ахмада ибна Асада на рубеже IX-X вв. (как говорит легенда). Вскоре мавзолей стала династической усыпальницей Саманидов.
Главной заботой Саманидов было распространение ислама и принципов мусульманской духовности. Буддистские храмы в Средней Азии превратились в мечети. Работа по развитию торговли была связана также с распространением ислама. Обязательства верующих, ответственных за пожизненное паломничество в Мекку, увеличивают мобильность населения и знание географии, способствуют развитию торговых путей.
Утвердившись сначала в Дамаске, а затем в Багдаде, халифы добились развитой сети дорог между Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими народами, Византией и Европой – с другой. Главные экономические пути ограничения в пределах халифата и его правителей, установив сложную систему пошлин, добились их огромных огромных доходов, часть которых зашла на содержание блистательных дворов в Багдаде и Дамаске.
На каждом этапе этих дорог, в каждом крупном центре Испании до Китая существовали мусульманские общины, мечети, гостиницы, где принимали участие только мусульманские торговцы. В результате этих действий вскоре во всех крупных центрах и при дворах правителей всех мировых советников, торговых агентов и специалистов по ирригации, а также ученых и астрологов был принят ислам.
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ САМАНИДОВ
Первые успехи ободрили Саманидов. Возникли явления экспансии и колонизации степей переселенцев из Мавераннахры, которые должны были пропагандировать ислам. Так возникли три новых города в ходе течения Сырдарьи – Джент, Хувара и Янгикент (их местоположение не установлено). Не довольствуясь этим, Саманиды предпринимают походы с целью насильственного ислама. В 893г. они завоевывают город Талас и превращают находящуюся там церковь в мечеть. Как вновь строятся города, так и Талас становятся центрами благоприятной торговой деятельности.
Известно, что в 960г. Ислам принял тюркский народ (в количестве 200 тысяч кибиток), проживавший между Алтаем и озерами Иссык-Куль и ставший затем королем Караханидов. В том же Х в. ислам приняли и часть племен огузов, живших по течению Сырдарьи. Чтобы добиться успеха арабским военачальникам пришлось воспользоваться оружием, Саманиды добились с помощью торговли.
Саманиды.
Бухара стала духовной метрополией и была признана оплотом ислама. Здесь развивались богословские школы, где собирались лучшие богословы ислама со всего халифата, открывались духовные исламские школы – медресе , где готовились проповедники для всего халифата. Медресе охраняется только в Хорасане и Мавераннахре. В Багдаде медресе открылось только в XI в.
Исмаил Самани стремился увеличить экономическую мощь духовенства и с этой целью значительно умножил вакуфное имущество мечетей. С ростом материальной базы растет и влияние духовности – носителя и хранителя мусульманского воинствующего фанатизма.
Стремясь распространять и популяризировать ислам, Саманиды широко прибегали к индивидуальному миссионерству и мистицизму. При их поддержке твердого фундамента суфии проповедовали очищение ислама от более поздних наслоений и вернули его к первоначальному разуму. Они призывали к упрощению жизни, прославляли бедность и аскетизм. Само это название крыла от арабского слова «суф» («шерсть»), так как первоначально суфии представляли собой только шерстяное покрывало (власяницу). Они требуют неукоснительного соблюдения шариата («право» — канонический закон) .
Вы выполняете свою задачу, суфии могут быть предоставлены только общими усилиями и правоверными, желающими найти «путь к богу», должны объединиться в группу, силу, из которой исходил его духовный наставник — «пира» , голос которого проявлялся божественной откровенностью. Группы объединились в братства (ордена), во главе которых стояли шейхи.
Последователи суфизма должны были быть отстранены от всякой собственности, надеть власяницу и стать дервишами (странствующими монахами) , живущими на подаянии мусульман. Они ходили по городам и степям и проповедовали ислам.
Все дервиши в глазах народа были святыми (аулия) и могилы их становились местами поклонения и паломничества населения, а сила извлекала из этого не только политические выгоды, но и денежный капитал.
Так что духовность при Саманидах стала еще и политикой, чей голос стал решающим в регионе отдельных партий и групп за трон, и поэтому, в первую очередь, необходимо было заручиться поддержкой духовных лидеров.
ПРАВЛЕНИЕ НУХА ИБН НАСРА (943-954гг.)
Недолгим было царствие Саманидов. Уже в правлении Нуха ибн Насра (943-954гг.) наблюдались явные признаки упадка. Казна была растрачена на содержание семейного насилия, которое уходило за более чем половину годового дохода государства. Во дворце шла постоянная борьба и интриги, добившиеся до кровавых стычек. Сам Нух пришел к власти в результате дворцового переворота и убил собственного отца. Никакой роли в политической дестабилизации не сыграло духовное искусство, которое начало усиливать свое политическое влияние.
Войска систематически не проявляла жалости и открыто выражала свое недовольство правами.
Все более обострилась борьба с участием провинциальных правителей, которые пытались ослабить централизованную власть и расширить свои права. В 944г. подняли мятежские регулярные войска в Хорасане, даже захватили Бухару, но вскоре были отброшены войсками, оставшимися верными центральному правительству. На следующий год подняли мятеж все вассальные владения наверху течению Амударьи, которому удалось подавить с большим трудом.
В период правления сына Нухи власть уже практически сложилась в руках командующего гвардии. Власть Саманидов стала иллюзорной: все, кто правили после Нухи, фактически оказывались марионетками в руках гвардии.
ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)