ШЕЙБАНИДЫ

     


ШЕЙБАНИДЫ — ПОДРОБНАЯ ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ШЕЙБАНИДОВ — ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ» ИСТОРИК-ВОСТОКОВЕД  ХИДОЯТОВ Г.М. (в сокращении, адаптировано) 


АЛЬ САМАРКАНД — ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН


      В первой половине XV в. Ак-Орда (Белая Орда) распалась на несколько враждебных друг другу улусов. Наиболее обширным был ногайский (мангытский), основной территорией которого были степи между Волгой и Яиком (Урал), и шейбанидский с династией из рода Шейбана, в улус которого входила обширная территория между предгорьями Урала, низовьями Сырдарьи, реками Тобол, Иртыш, Илек, Иргиз и бассейном Аральского моря. Во главе отдельных племен стояла наследственная знать – султаны из дома Чингисхана. Племена делились на народы и колена, возглавляемые беками и биями, составлявшими вместе с султанами господствующий класс племен. Наиболее могущественный из них избирался ханом.

      В 20-х годах XV в. в Дашти-Кыпчак (степи между Дунаем и Аральским морем) выдвинулся род шейбанидов. Один из представителей этого дома, Абулхаир, в 1428г. был избран ханом и удерживал власть в течение сорока лет (1428-1468гг.). Он завоевал в низовьях Сырдарьи города Сыгнак, Аккурган, Аркук, Сузак и Узген, сделав их постоянным плацдармом для набегов на Мавераннахр. В конце XV в. внук Абулхаира – Шейбанихан объединил все эти тюрко-монгольские племена в одном государственном объединении, получившем впоследствии название государства кочевых узбеков.


 

ШЕЙБАНИДЫ — ДИНАСТИЯ ШЕЙБАНИДОВ

 


      Шейбанихан произвел ряд набегов на Мавераннахр и с 1488г. по 1504г. постепенно завоевал Отрар, Яссы (Туркестан), Бухару, Самарканд и Фергану. Его четырехлетняя война с юным Бабуром закончилась поражением последнего, бежавшего в Афганистан. Начиная с этого времени и до 1509г. Шейбанихан ведет непрерывные войны и шаг за шагом, создает огромную империю. Он захватывает Хорезм, Балх и Хорасан. В начале мая 1507г. он взял Герат, который разграбил и сжег. С этого времени город потерял свое значение как центр экономической, политической и культурной жизни Востока. Весной 1508г. он разбил последнюю армию Тимуридов, уничтожив тем самым их корни в Средней Азии.

      Однако вскоре он сам погиб, столкнувшись у Мерва в 1510г. с основателем нового персидского государства шахом Исмаилом. Рассказывают, что шах велел сделать из его черепа чашу, из которой пил вино в особо торжественных случаях. Шах Исмаил захватил левобережье Амударьи и закрепил за собой весь Хорасан, навсегда оторвав эту область от Средней Азии, неотъемлемой частью которой он был на протяжении почти тысячи лет.  Вместе с тем он установил связь с Бобуром и предложил ему продолжить борьбу за Мавераннахр, обещая поддержку. Вооружил его, предоставив ему часть своих воинов, и отправил за Амударью в надежде сделать его потом своим вассалом. В 1512г. Самарканд вновь переходит  во владении Бабура, власть его была непрочной, местное население не поддержало его. Народные массы увидели не прежнего Бабура, потомка грозного повелителя, бесстрашного воина, поэта и мыслителя, а жалкого ставленника шаха Исмаила, прислужника шиитов, которые в глазах суннитского населения Самарканда были вероотступниками. Последний представитель династии Тимуридов сражался за власть упорно, но в 1513г. потерпел поражение от узбекских ханов. Видя безнадежность своих притязаний на Мавераннахр, он отказался от дальнейшей борьбы с Шейбанидами и с небольшим отрядом ушел в Индию.


 

В Мавераннахре утвердилась новая феодальная династия Шейбанидов —  кочевых узбеков, правившая почти 100 лет.

 


      После смерти Шейбанихана борьба за власть разгорелась с новой силой. У каждого из его многочисленных племянников и внуков было по 10-12 сыновей, и каждый из них имел одинаковые права на престол. Каждый из них чувствовал себя в своей вотчине независимым царьком со своим карликовым воинством и мечтал стать ханом. Средняя Азия вновь раскололась на ряд мелких государств.


 

АБДУЛЛАХАН

 


      47 лет продолжалась междоусобная борьба за ханский престол в Мавераннахре, пока на арене военных действий не появился Абдуллахан, сын Искандархана — правителя Кермине и Мианкаля. Он сумел ловко воспользоваться войной за наследство между сыновьями умершего очередного хана и, добившись поддержки самых влиятельных узбекских племен (ширин, кушчи, утарчи, кенегес, беш юз, джалаир, маджар, хамда, кыпчак, минг, бахрин), а также джуйбарских (Джуйбар — местность недалеко от Ташкента) шейхов и других могущественных представителей мусульманского духовенства, пришел к власти в 1557г.

      Абдуллахан свято придерживался традиций Шейбанидов, по которым правителем провозглашался старший по возрасту, и провозгласил ханом своего отца Искандархана, занимавшего престол вплоть до своей смерти в 1561г., хотя фактическим правителем был сам Абдуллахан. С его именем (1557-1598гг.) связана попытка создания в Средней Азии централизованного государства Шейбанидов и восстановления сильной централизованной власти. К концу его правления весь Мавераннахр вновь оказался под властью единого правителя, шейбанида Абдуллахана. Границы его государства простирались от Герата и Мешхеда на юге, до Аральского моря на севере, от Каспийского моря до Иссык-Куля.


 

БОРЬБА ЗА МАВЕРАННАХР 

 


      Почти все правление Абдуллахана прошло в непрерывных сражениях. Обладавший незаурядным полководческим дарованием, дипломатическими и организаторскими способностями, он как никто другой, отвечал требованиям племенной знати, оказавшей ему поддержку. Привыкшие к грабительским походам и присвоению чужих богатств, они постоянно требовали войн.

      В процессе вооруженной борьбы за Мавераннахр Шейбаниды практически уничтожили всю правящую знать Тимуридов и связанных с ними представителей высшего духовенства и класс землевладельцев. Их земельные угодья, недвижимость и прочие богатства перешли в руки узбекской феодальной знати. Сын и единственный наследник Хаджа Ахрара, пытавшийся организовать сопротивление нашествию Шейбанидов, был казнен, а все его огромное имущество было конфисковано и передано многочисленным родственникам  Шейбанидов, удельным владельцам и представителям нового духовенства, связанного с правящей династией.

      Завоеватели-кочевники постепенно оседали на земле, формируя новое поколение крупных землевладельцев, среди которых выделялись своей экономической мощью и политическим влиянием джуйбарские шейхи. По богатствам их можно было сравнить лишь только с Хаджа Ахраром, но по своему политическому значению они превосходили его.

      Джуйбарские шейхи и их возвышение отражали важный процесс укрепления единства между классом феодалов и мусульманской церковью, которая теперь полностью интегрировалась в феодальной системе и стала ее неотъемлемой частью и духовной покровительницей.

      В целом социальный строй шейбанидского государства, не отличался от государственной структуры государства Тимуридов. Утвердившись в качестве верховной политической власти в Средней Азии, военная верхушка узбекских кочевых племен постепенно приспособилась к существовавшим здесь производственным отношениям.

      Возвышению нового правящего класса, бывшего практически безграмотным, сопутствовало развитие новой социальной прослойки — чиновничества, которой предстояло играть огромную политическую и социальную роль. Ежегодные поступления награбленных богатств надо было считать. При ханском дворе и при дворах феодалов появляется большое число новых должностных лиц, ведавших финансами, сбором налогов, составлением документов – вся эта армия стала частью класса феодалов. Крупные феодалы-землевладельцы обычно выделяли часть своей продукции на подарки разным высокопоставленным чиновникам, а зачастую предоставляли им право пользоваться доходами со своей земли, выделяя для этого отдельные участки.

      Феодалы-землевладельцы обычно проживали в городах, поэтому в сельской местности в Средней Азии не было ни замков, ни феодальных крепостей. Оплотом средневекового феодализма здесь стал город, входивший во владения феодала и являвшийся его вотчиной.


 

ГОСУДАРСТВО ШЕЙБАНИДОВ

 


      «Победы» Абдуллахана дорого обходились народу. Взимание податей, которые увеличивались в годы междоусобных войн, представляло собой открытый грабеж населения и зачастую выглядело как захват военной добычи завоевателями. Нередко налоги взыскивали за несколько лет вперед, а чтобы пополнить казну в трудные годы, взимали подати даже с покойников и налагали джизью (подушный налог с иноверцев) на все население.

      В государстве Шейбанидов сложилась сложная система налогов, податей и повинностей. Официально в их перечень входило до 90 названий, но и это было неполным, так как налоговые сборщики придумывали массу новых.

      Кроме уплаты налогов и податей, население должно было исполнять принудительные трудовые повинности, причем, в правление Абдуллахана это стало массовым явлением. Самыми тяжелыми были феодальные повинности «ясак», которые предусматривали рытье каналов, крепостных рвов, устройство дорог, сбор дров, соломы, хвороста и пр. На строительные работы сгонялись с разных мест до 10 тысяч людей, которые должны были являться со своими инструментами и кормиться за свой счет. Разумеется работали они бесплатно. Строительные работы продолжались  по многу лет, и все эти года крестьяне должны были отрабатывать на них определенное количество дней в году.

      Такое неограниченное взимание законных и незаконных, регулярных и нерегулярных налогов губительно действовало на экономическое положение в стране и разоряло все население. За 100 лет господства Шейбанидов сельское хозяйство Средней Азии не претерпело никаких изменений. Бедность и запустение наблюдались почти во всех областях. Были разорены Фергана, Хорезм, обнищали жители Ташкента, Самарканда и Термеза. Из-за разрушения плотины ушла вода из Мургаба, и население было вынуждено покинуть Мерв.

      Крестьяне искали спасение в массовом бегстве из своих родных мест, но иногда отвечали на произвол активными выступлениями против притеснителей.

      Не лучше было положение и в городах. Городские массы трудящихся жили в полной нищете. По отношению к ним сохранилось много наименований, которые характеризовали городскую бедноту как босяков, бродяг, голодранцев.


 

ШЕЙБАНИДЫ

 


      Упадок торговли по Шелковому пути отрицательно сказался на всей экономической жизни Мавераннахра.  Были года, когда внешнеэкономические связи прерывались полностью. Беспрерывные феодальные войны привели к разрыву торговых отношений между городами внутри государства. Купцам приходилось платить многочисленные торговые сборы, а то и поборы не только в каждом городе, но и в каждом отдельном феодальном владении.

      Ремесленники разорялись, не находя сбыта своим изделиям и не имея средств уплачивать налоги. Все мастерские принадлежали феодальной элите и городской знати, которые предоставляли их в аренду мелким производителям. Появилась новая социальная прослойка посредников-арендаторов. Непосредственному производителю оставалась лишь незначительная часть дохода, которая едва удовлетворяла самые элементарные потребности, не говоря уже о расширении производства или накоплении капитала. Ведущими ремесленными отраслями были ткачество, отбеливание, лощение и окраска тканей, производство одежды и обуви, оружейные цеха, керамическое производство.

      Становление и развитие класса чиновников обусловили расширение системы народного образования. Безграмотным ханам и султанам нужны были чиновники, умеющие читать, писать, считать, преподавать, вести переговоры и Шейбаниды вынуждены были провести умеренную реформу образования. Основой ее было многоступенчатое обучение. Низшей ступенью образования был мактаб (школа), где обучение начиналось с шестилетнего возраста. Здесь в течение двух лет изучали в основном арабский алфавит и начертание его отдельных знаков. Затем учащиеся переходили в медресе (духовное мусульманское училище), где было три курса, на каждом из которых  обучение продолжалось по 8 лет. Изучали здесь богословие, бухгалтерский учет, искусство стихосложения. Все обучение продолжалось 26 лет и, разумеется, такую роскошь могли себе позволить только очень состоятельные люди.

      Развитие грамотности даже в том ограниченном виде, который наблюдался в Мавераннахре в XVI в., оказало значительное влияние на формирование узбекского языка и его распространение, развитие литературных связей между отдельными племенами и родами, говорившими на узбекском языке. Расширился социальный круг писателей и поэтов. Они стали выходить из ремесленников, торговцев и простых горожан, и их произведения сыграли значительную роль в культурном развитии Мавераннахра.

      В эпоху Шейбанидов формируется узбекский народный эпос «Алпамыш». В нем народ воспевал любовь к родине, воинскую доблесть, верность долгу и дружбе, любовь к своему народу и призыв к его освобождению от социального гнета. Тысячи народных поэтов из трудового населения городов и сел собирали по крупицам песни разных племен, и умело складывали из них главное содержание эпоса, сочиняя дополнения, разрабатывая новые сюжеты и исполняя их на народных собраниях, свадьбах, торжественных церемониях. Народу были близки и понятны выраженные в нем идеи дружбы и любви, борьбы добра со злом, добро обязательно побеждает, справедливость торжествует.


 

Честолюбивые Шейбаниды

 


       Как и другие среднеазиатские правители, оказывали покровительство своим придворным поэтам, прославлявшим их, а часто и сами писали стихи. Так Шейбанихан писал стихи на узбекском и персидском языках. Как утверждает Бабур, он приказывал вывешивать «свои бездарные стихи на Чорсу (площадь Регистан в Самарканде) и брал за них с народа подарки».

      Большого успеха достигло в Средней Азии искусство миниатюры, художественное украшение книг. Ислам запрещал изображать людей, но в среднеазиатском регионе было сделано исключение для книжных иллюстраций. Поэтому большая часть талантливых художников занималась книжными миниатюрами и, в результате сложилась своя оригинальная самобытная среднеазиатская школа.

      Зодчество в Средней Азии переживало период застоя, сохраняя свои традиционные формы. За весь столетний период правления Шейбанидов было построено несколько медресе, соборная мечеть, несколько зданий гражданского назначения, проведен ряд незначительных каналов. Заслуживают упоминания величественное здание медресе Шейбанихана в Самарканде, соборная мечеть Масджиди-Калян, медресе Мири-Араб и Кукельташ, тим (торговые ряды) Абдуллахана в Бухаре.

      В отличие от военно-феодальной империи Тимура, общественно-политическую структуру государства Шейбанидов можно назвать военно-бюрократическим феодализмом. Вся система государственной власти была связана чиновничьим бюрократическим аппаратом, который отныне завоевывает полноправное место в феодальной системе Средней Азии.


ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»
Историк-востоковед Хидоятов Г.М.
(в сокращении, адаптировано)

читать далее…>>> Аштарханиды


[vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]
[vc_empty_space]