ДИНАСТИЯ ШЕЙБАНИДОВ II-часть


БОРЬБА ШЕЙБАНИДОВ ЗА МАВЕРАННАХР


Составлен преподавателем курсов
по подготовке гидов-переводчиков
АНДРЕЕВОЙ Н.М.


В процессе вооруженной борьбы за Мавераннахр Шейбаниды практически уничтожили всю правящую знать Тимуридов и связанных с ними представителей духовенства и класса землевладельцев. Их земельные угодья, недвижимость и прочие богатства перешли в руки узбекской феодальной знати. Сын и единственный наследник Ходжа Ахрара Мухаммад Яхъя, пытавшийся организовать сопротивление нашествию Шейбанидов, был казнен, а все его огромное имущество – дома, сады, мастерские, торговые предприятия, бани и земельные владения – было конфисковано и передано многочисленным родственникам Шейбанидов, удельным владельцам и представителям нового духовенства, связанного с Шейбанидами. То же произошло и с тарханами, которые потеряли все свои владения и привилегии и сошли с политической арены. «Тархан — звание»  (Тарханы – привилегированное сословие, установленное Ясой Чингиз-хана. Это была монгольская аристократия, снабженная тарханными грамотами, позволявшими им входить в ханский шатер без предварительного разрешения и безнаказанно совершать 9 раз каждый вид проступка, за каждый из которых простолюдину полагалась смертная казнь. Привилегия эта была наследственной и переходила по наследству 9 поколений. Тарханы были освобождены от податей, а вся добыча, захваченная ими на войне или на охоте, становилась их собственностью).

 

     В целом социальный строй шейбанидского государства не отличался от государства Тимуридов. Утвердившись в качестве верховной политической власти в Средней Азии, военная верхушка узбекских кочевых племен постепенно приспособилась к существовавшим здесь производственным отношениям. Наследственное условное держание суюргал (земельное пожалование царевичам, улемам, саидам) вполне соответствовало классовым интересам узбекской военной знати и было принято ею. Шейбаниды сохранили и более раннее держание икта, которое стало обозначаться новым термином «танха» (пожалование, предоставлявшееся только военачальникам). Широкой раздачей суюргала и танха Шейбаниды создали свою социальную опору среди узбекских племенных вождей – биев и султанов. Их политическая роль возросла вместе с ростом их земельных владений и усилением экономического могущества.

 

Произошла повсеместная замена прежнего состава господствующего класса новым, что повлекло перераспределение земельных владений. Формировалось новое поколение крупных землевладельцев, среди которых выделялись своей экономической мощью и политическим влиянием джуйбарские шейхи. По богатствам их можно было сравнивать лишь с Ходжой Ахраром, но по своему политическому влиянию они превосходили его. Один из них – Ходжа Саид был наставником и советником Абдуллахана и принимал непосредственное участие во всех политических событиях, выступая в качестве политического руководителя или дипломата. Он содействовал приходу Абдуллахана к власти и, как указывает историк-современник Хафиз Таныш, Абдуллахан «ни одного важного дела не предпринимал без его одобрения».


РУБРИКИ ПО ТЕМЕ:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТУРЫ ПО ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА ПО ДОСТУПНЫМ ЦЕНАМ ОТ КОМПАНИИ «АЛЬ САМАРКАНД»


[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]
[vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]
[vc_empty_space]