Рейтинг@Mail.ru

ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ Г.А.ПУГАЧЕНКОВА I-IV

ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ
«Средняя Азия».
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
I-IV часть


Средняя Азия как историко-географическое понятие включает обширный регион долин и горных систем, связанных бассейнами крупных рек – Амударьи, Кашкадарьи, Зеравшана, Сырдарьи. С запада на восток она простирается от Каспийского и Аральского морей до высочайших хребтов Памиро-Алайской системы. В средние века почти весь этот регион обозначали арабским термином Мавераннахр – «то, что за рекой», а южная Туркмения составляла часть Хорасана. Ныне здесь расположены пять государств: Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.
Исторические судьбы народов Средней Азии были издревле тесно переплетены. Этому благоприятствовала общность географической среды и социально-экономического развития, сплетение политических судеб, языковая и культурная близость. Характерную черту их этносоциальной структуры составляло с древнейших времен соседство и сосуществование оседлости и кочевничества.
Именно в оседло-земледельческих оазисах Средней Азии уже в эпоху неолита возникают зачатки строительного искусства, развитие которого в дальнейшем приводит к становлению архитектуры как высшей формы искусства. И уже с этого времени отмечается выбор тех основных строительных материалов, которые в дальнейшем во многом определили черты местной архитектуры.
Средняя Азия – зона постоянных, притом нередко разрушительных землетрясений. В силу этого народный опыт побудил к отказу от применения в строительной практике камня, разнообразными породами которого так богаты среднеазиатские горы и предгорья. Основную почву долин составляет сероземный суглинок – лёсс, который не только высокоплодороден, но благодаря своей эластичности является отличным строительным материалом. Это и дешевый материал, так как не требует подвоза, ибо буквально находится под ногами.
Учет сейсмических условий побудил древних строителей использовать дерево, гибкость которого и простота шарнирных скреплений обеспечивали сейсмостойкость колонных и каркасных конструкций при балочных системах перекрытий. Но древесные насаждения старались оберегать, ибо они играли большую роль в сохранении водных источников и всей природной среды Средней Азии. Отсюда – поиск иных конструкций, каковые также обеспечивал лёсс: создание сводчатых, а затем и купольных перекрытий из сырцового или жженого кирпича.
Становление архитектуры на территории Средней Азии восходит к эпохе неолита. Археологически выявлены здесь два типа жилых построек. Один, более примитивный, представляет собой большесемейный дом Кельте-минара (Хорезм), округлый в плане, с концентрическими рядами деревянных стоек, нараставших по высоте к центру и соединенных обвязками; поверх эта конструкция была перекрыта кровельным настилом. По существу, это род огромной хижины в форме шатра. Другой тип намного совершенней и представлен памятниками Южного Туркменистана, начиная с VI по IV тысячелетие до н.э. Таковы дома на Песседжик-депе и в Джейтауне. Стены их выведены из продолговатых булкообразных комьев глины с саманом и оштукатурены глиной, порой окрашенной в красный цвет. Перекрытия были плоскими балочными, с настилом и глиняной смазкой, полы глинобитные, иногда с ганчевой (гипс) промазкой. В одном из домов Песседжик-депе сохранились фрагменты стенописи с изображением животных, деревьев, треугольных и ромбических фигур.
Дома в этих древних поселениях плотно теснились друг к другу. Планировка их однотипна: продолговатый план, в каждом доме единственная комната с примыкающим к одной ее стене крупным очагом.


ЭПОХА БРОНЗЫ


средняя азия

средняя азия

Архитектура эпохи бронзы (III-II тысячелетия до н.э.) явственно отражает изменения древней общественной структуры. Поселения сильно разрастаются в размерах (Кара-депе, Алтын-депе, Намазга-депе в Южном Туркменистане). В застройке их доминируют многокомнатные большесемейные дома.
Южные области Средней Азии вступают в период протоурбанистической (зачатки построения городов) цивилизации, отмеченный сложением здесь древнейших городов. Раскопки Алтын-депе выявили остатки окружавших его стен и выдвинутых пилонов (устои) главных ворот, сложную сетку нешироких улиц, а в застройке помимо жилищ – главный культовый комплекс. …Нагляден в эту пору и прогресс строительной техники – широкое использование крупного сырцового кирпича прямоугольного формата, битой глины-пахсы, плоских кровель, перекрывающих помещения больших, чем ранее пролетов.
Для малых поселений этой эпохи характерен компактный план – прямоугольный или округлый, с глухими наружными стенами и плоской внутренней застройкой – таковы Саппали-тепе и Кучук-тепе в Южном Узбекистане (оба – II-го тысячелетия до н.э.). В Саппали-тепе налицо четкая архитектурная система двойного ряда ограждающих стен, между которыми были устроены продолговатые комнаты, внутри же сосредоточены группы помещений жилого, бытового, а также культового назначения.
Древнеиранские и греческие источники I-го тысячелетия до н.э. донесли названия крупных историко-культурных областей Средней Азии. Наиболее значительные из них – Бактрия (земли бассейна реки Амударьи в ее верхнем и среднем течении), Согд или Согдиана (бассейны рек Кашкадарьи и Зеравшана), Хоразмия (Хорезм – дельта Амударьи и Приаралье), Маргиана (долины Мургаба — Таджикистан), Парфиена и Апаварктикена (области южной Туркмении вдоль горной системы Копетдаг); к ним следует добавить Паркану (Ферганский регион), Чач или Шаш (Чирчик-Ангренский оазис – Ташкентская область). Все они были зонами развитой древней цивилизации.
Период, который археологи именуют раннежелезным веком и который в Средней Азии охватывает первую-вторую треть I-го тысячелетия до н.э., ознаменован начальной урбанизацией большинства этих территорий — формированием здесь подлинных городов. Археологически установлено, что основание их предшествует включению большей части среднеазиатских земель в состав персидской державы в период правления династии Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.), которое, однако, форсировало их дальнейшее развитие. Греческие авторы упоминают Мараканду (Самарканд) в Согде и Кирополь в Фергане, а многие пока безымянные города этой эпохи открыты и исследованы археологами в Северной Бактрии (Кызыл-тепе, Бандыхан, Талышкан), Хорезме (Кюзели-гыр, Калалы-гыр), Маргиане (Мерв – Эрк-кала — Туркмения), Апаварктикене (Элькен-депе — Туркмения). Они в большинстве своем имеют прямоугольный, а иногда округлый план, обведены крепостными стенами, рвами. Стены эти с внутренними казематами (помещения для охраны) и стрельчатыми камерами фланкированы (расположенные на флангах стен) полукруглыми башнями и имеют множество бойниц.


ГРЕКО-БАКТРИЙСКАЯ ЦАРСТВА


…В приаральских степях обнаружена

Кушанская культура.

Кушанская культура.

интересная группа погребальных построек (Тагискен).

 

Это круглые или квадратные полуподземные сооружения с центральным круглым залом в обводе коридоров, подразделенных на отсеки. Материал их – сырцовый кирпич, из которого выведены не только стены, но и перекрытие центрального зала в конструкции «ложного купола».
В IV-III вв. до н.э. происходят важные политические события, ставящие веху больших перемен во всей социальной и культурной жизни Средней Азии: македонские и затем селевкидские завоевания большинства среднеазиатских

Скульптура в греко-бактрийском стиле.

Скульптура в греко-бактрийском стиле.

областей, а с середины III в. до н.э. – обретение

Дальверзин-тепе

Дальверзин-тепе

ими самостоятельности и воцарение местных династий. В Парфиене возникает государство династии Аршакидов, создавших огромную Парфянскую державу и правивших вплоть до III в. н.э. Бактрия становится ядром Греко-Бактрийского царства, а позднее входит в состав грандиозной империи Кушан (I в. до н.э. — III в. н.э.). Согд, Хорезм, Шаш сохраняют известную самостоятельность в системе государственного объединения Кангюй-Кангха.
Культура Средней Азии в период III в. до н.э. – III в. н.э. вступила в эру местной античности. Ярким воплощением новых тенденций явилась архитектура.
В античный период в земледельческих оазисах Средней Азии протекает процесс основания и интенсивного разрастания городов, которому сопутствует развитие градостроительного искусства. Большинству городов придается правильный прямоугольный контур, они окружаются крепостными стенами, упорядочивается внутригородская застройка. Иногда город рассекает главная улица (Топрак-кала в Хорезме) и даже две пересекающиеся. Уличная сеть лишь иногда имеет геометрический характер (Топрак-кала), но чаще следует прихотливым

Халчаяна.

Халчаяна.

изломам (Дальверзин-тепе в Северной Бактрии). В этом нашли отражение как стихийность сложения квартальных градообразований, так и следование древнему военному правилу (о нем упоминает Аристотель), согласно которому такая иррегулярность затрудняла продвижение прорвавшегося в город врага. Но во внутриквартальной застройке наблюдается соподчинение ее параллельным осям, здания имеют геометрически правильные габариты. В городах соблюдалось коммунальное благоустройство общего пользования – устраивались бассейны-хаузы (Ниса в Парфиене — Туркмения, Дальверзин-тепе — Хорезм), прокладывались подземные канализационные трубы для отвода сточных вод (Дальверзин-тепе).
Крупные города имели мощную систему обороны, крепостные стены и рвы, нередко обособленную цитадель, укрепленные ворота со сложным лабиринтом въезда (города Хорезма), либо с могучим бастионом (Ниса, а также Дильберджин в Южной Бактрии). Постепенно обороноспособность крепостных стен совершенствовалась. Иногда они представляли собой сплошной массив глинобитной и сырцовой кладки с верхним боевым ходом, а башни – с площадками для камнеметных орудий (Ниса, Кобадиан, Халчаян – долина реки Сурхан – южный Узбекистан), но чаще стены имели верхний этаж, внутристенные казематы (Джанбас-кала в Хорезме, Дальверзин-тепе), соединительные коридоры, дающие доступ к стрелковым камерам в башнях (Кухне-кала, Кум-тепе, Зар-тепе в Бактрии, Чильбурдж в Маргиане). Башни, расположенные на расстоянии 15-20 м друг от друга, обычно были прямоугольными и лишь изредка округлыми. На стенах и башнях было множество бойниц, нередко в два яруса, причем частично ложных («психологических»), что создавало у осаждающих иллюзию отовсюду поджидающего их града стрел. Судя по памятникам изобразительного искусства, на гребнях стен и башен имелись зубчатые боевые парапеты.


ГЛИНА — ПАХСА


средняя азия


Разнообразие социальных функций античных городов Средней Азии выдвигало перед архитектурой обширные задачи, что способствовало усовершенствованию строительного дела. Основным материалом построек, как и ранее, служил лёсс в виде битой глины-пахсы или сырцового кирпича; нередко оба эти материала применялись совместно. В отличие от предыдущих эпох сырцовые блоки в основном не прямоугольной, а квадратной формы, крупных размеров, причем на одной их стороне часто проставлялся простой или фигурный знак. Из обжиговых материалов известны жженый кирпич, черепица, терракотовые (обожженная глина) плиты. Область применения жженого кирпича была ограничена: им выстилались полы там, где требовалась их влагонепроницаемость, изредка выкладывались колонны. Под явным влиянием греческого зодчества в Бактрии еще при Кушанах употреблялись плоские и желобчатые черепицы, а в Парфиене – терракотовые плиты, аканты (ганчевый – гипсовый орнамент из листьев), капители пилястр (верхняя часть колонн). Камень использовался в основном в Бактрии, где зодчие наиболее стойко придерживались приемов эллинистической (греческой) архитектуры, но лишь при выполнении отдельных архитектурных деталей и декора. Широкое применение по-прежнему имело дерево, его употребляли в глинокаркасных конструкциях стен, в системе балочных перекрытий с плоской глинобитной кровлей, для несущих колонн. В монументальном строительстве бедных лёссом районов выводились арки и своды – обычно из сырцового кирпича наклонными отрезками, изредка из клинчатого жженого кирпича (Айртам в Северной Бактрии).


средняя азия


Главный массив городской застройки составляли жилые дома, а для правителей воздвигали дворцы. В зависимости от сословного или имущественного положения владельца жилые дома отличались своими масштабами, характером убранства, но в общем следовали сходным типологическим схемам, выработанным на основе учета природно-климатической среды и требований социально-бытового уклада. Благодаря археологическим вскрытиям наиболее известна к настоящему времени жилая архитектура Бактрии. В богатых домах и дворцах Дальверзин-тепе, Халчаяна, Саксанохура выделяется центральная «гостевая» группа с колонным портиком — айваном, вестибюлем, залом приемов (михманхана); ее обводит коридор, к которому в жилых домах примыкают блоки жилых и иных бытовых помещений, а во дворцах – комнаты и кулуары подсобного назначения. Иногда центральным организующим ядром служит внутренний дворик, охваченный коридором, из которого можно попасть в смежные помещения (Саксанохур). В декоративное убранство бактрийских домов и дворцов иногда входили каменные архитектурные детали, резное дерево, живопись, скульптура. Характерной принадлежностью их являлась молельня с культовой нишей или с постаментом для возжигания огня.
Примером сельской усадьбы Согда с центральным залом, охваченным продолговатыми помещениями, может быть здание в Кызыл-кыре в Бухарском оазисе (II в. н.э.). Сходную композицию, но с центральным двором в обводе длинных комнат много раньше применили парфянские зодчие в Нисе при сооружении хранилища царских реликвий («Квадратный дом», II в. до н.э.).


средняя азия
Огромный позднеантичный дворец шахов Хорезма на городище Топрак-кала – комплексное сооружение, включавшее свыше полусотни помещений. Его северный фасад был связан с системой городской фортификации: здесь возвышались две мощные оборонительные башни. Въезд во дворец, находившийся с юга, был защищен третьей башней. Основная часть дворца имела квадратный план и включала множество апартаментов. Здесь было несколько главных залов для официальных приемов и пиршеств, в оформление которых входили скульптура и живопись, множество других покоев, особо выделенный гарем, разнообразные служебные помещения, например, арсенал, архив и др.
Сложный архитектурный ансамбль парфянских дворцово-храмовых строений находился в царском городе Михрдаткерте (Старая Ниса — Туркмения). В нем имелся аудиенц-зал, смежно с которым располагались коридоры, покои, дворцы с колонными портиками. Перекрытие зала поддерживали четыре мощных столба в форме как бы сросшегося пучка из четырех колонн, стены были оформлены пилястрами и полуколоннами, между которыми в нишах стояли крупные глиняные статуи.


средняя азия


читать далее…>>>


НАШ АДРЕС В РОСИИ

НАШ АДРЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

ВИДЕОГАЛЕРЕЯ

© 2006-2017. OOO "LUXURY TOUR". Все права защищены

УСЛУГИ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ № Т-0005