МИНАРЕТ ТУРА-МУРАД-ТУРА

СТАРИННЫЕ МИНАРЕТЫ ХИВЫ

 

Самый старый в Хиве минарет находится возле бывшей соборной мечети Джума. Он возведен взамен разрушенного в XVIII в. крупным придворным Абдуррахманом Михтаром. Высота минарета 33 м, диаметр – 7 м.

В одиночестве, среди жилых домов напротив Куня-Арка, оказался сейчас миниатюрный минарет Тура-Мурад-Тура, выстроенный в 1888 г. при одноименной мечети, которая не сохранилась.

В цепочку вертикалей, следующих по дороге на восток от Ичан-калы, входит один из старейших в Хиве минарет архитектурного комплекса Сейид-Шеликер-бия (30-е – 40-е гг. XIX в.), за воротами Палван-дарваза. Минарет этот является одним из важных градостроительных ориентиров Хивы. Стройный ствол минарета утончается вверх; под венчающим карнизом устроен арочный фонарь. Высота минарета 24 м, диаметр основания – 4,5 м.

Старинные Минареты. Далее к востоку, по дороге к Кой-дарваза, находится архитектурный комплекс Абд-ал-бобо, развившийся вокруг небольшого загородного кладбища. Здесь на берегу хауза у большой квартальной мечети торговали рабами. Минарет в комплексе Абд-ал-бобо – небольшой (высота -10 м, диаметр основания – 3,2 м), но выразительный. Ствол минарета пухлый, резко сокращающийся кверху по диаметру, увенчан изящным карнизом – шарафа.

За ним идет минарет Палван-Кари, построенный в 1905 г. рядом с одноименным медресе хорезмским купцом, увековечившим таким образом свое имя для потомков. Палван-Кари – один из самых монументальных и красивых в Дишан-кале. Стройный конический силуэт минарета, увенчанного пышной сталактитовой шарафой, воспринимается в одной перспективе с минаретами Ичан-калы и Дишан-калы. Верх ствола минарета украшен горизонтальными поясами фигурных кирпичных кладок, чередующихся с ярусами парной выкладки с зелеными «бантиками».

 

Минарет комплекса Бика-джан-бика

 

Старинные Минареты. К западу от Ичан-калы цепь продолжает минарет комплекса Бика-джан-бика (1894 г.), расположенный за воротами Ата-дарваза. Это как бы увеличенный вдвое минарет Абд-ал-бобо. В памяти старожилов сохранилось имя строившего его мастера – усто Авула. Высота минарета 18 м, диаметр у основания – 6 м. Ствол минарета резко сокращается по диаметру, составляя у вершины примерно треть диаметра основания. Окна указывают на наличие камеры наверху минарета. Ствол облицован шлифованным кирпичом и расчленен несколькими декоративными поясами в виде дандана, ромбиков, парной кладки с «бантиками». Расстояние между поясами увеличивается с высотой, облегчая зрительное восприятие масштаба. Увенчан минарет трехрядной кирпичной шарафой. Расположен он в 4 метрах от портала медресе. Строительство медресе, по местному преданию, было начато ханским вельможей Рахматулла Ясаул-баши, но когда возвели цоколь до уровня гидроизоляции, средств не хватило, и на 4 года работы приостановились. Достроить здание взялась сестра хана Мадраима II, Бика-джан-бика, которая заявила, что хочет оставить о себе память. Культовый комплекс возник в районе почитаемого захоронения Ша-Каландар-бобо, бывшего, по легендам, шахом и приехавшего в Хиву с двумя братьями как дервиши. Его мавзолей относят к XVI в. От мавзолея сохранилась только зиаратхана (объект для паломников) в виде купольного здания.

Медресе-мечети Магомед-Магаррам

Еще один минарет в этой части Дишан-калы возведен был в комплексе медресе-мечети Магомед-Магаррам (1903 г.) в некотором удалении от Ата-дарваза. Высота минарета 9,0 м, диаметр – 4,2 м. Минарет примыкает к двухкупольному мион-сараю, через который можно пройти к двухколонной айванной мечети с михрабом в южной стене.

За главными воротами внутреннего города Ата-дарваза сформировался западный ансамбль Ичан-калы. Его разделяет главная улица, протянувшаяся с запада на восток через весь город. Северная сторона ансамбля представлена дворцом Куня-Арк, площадью перед ним и противостоящим медресе Мухаммед Рахим-хана. Южную часть улицы формируют представительный комплекс медресе Мухаммед Амин-хана с недостроенным минаретом Кальта-Минор, соседнее медресе Матнияз Диван-беги и в глубине за ними – мавзолей Сейида Аллауддина. В каждую из частей западного ансамбля Ичан-калы входят разнотипные здания.

В застройке Хивы среди сохранившихся памятников архитектуры преобладают медресе. Только в Ичан-кале их – 24. Они разной величины, но воспроизводят единый тип композиции: дворовый комплекс, во входной части концентрируются общественные залы и вестибюль, вокруг двора расположено общежитие. Жилая секция состоит, как правило, из комнаты и входной стрельчатой ниши, но в крупных ханских постройках секция делалась иногда двухкомнатной, как во дворцах, только имела сводчатое перекрытие. Медресе строились в Хорезме еще в домонгольское время. Так, ан-Насави в исторической хронике хорезмшахов сообщает, что выходец из Хивы, ученый Шихаб-ад-дин Хиваки преподавал сразу в пяти медресе Ургенча.

В хивинских медресе также неизменно действует принцип новой трактовки традиционной темы. Объемы их, в зависимости от места расположения, вытягивались то по продольной, то по поперечной оси, расщеплялись надвое, приобретали иногда фантастические контуры, втискиваясь в городские участки неправильной конфигурации. Оси двора подчеркивались двумя или четырьмя порталами, менялась этажность. Каждый раз заново проектировался пропорциональный строй памятника, конструкции перекрытия и композиции декора, но тип здания с внутренним двором сохранялся.


читать далее…..>>> КУНЯ-АРК 

[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]