«ДИНАСТИЯ ШЕЙБАНИДОВ» V-часть

Аштарханиды — Википедия


Закат династия Шейбанидов


Составлен преподавателем курсов
по подготовке гидов-переводчиков
АНДРЕЕВОЙ Н.М.


Период XVII и первой половины XVIII вв., период господства в Средней Азии узбекской династии Аштарханидов, характерен переходом от централизованного государства к трем самостоятельным государствам. На смену государству Аштарханидов приходят Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Практически централизованная власть в этот период была номинальной, то есть формально она существовала. Были ханы, соответствующие учреждения и государственные должности, налоги, повинности, но они были ширмой, за которой шла ожесточенная кровавая борьба между отдельными группами, связанными этнической и родственной общностью, отдельными узбекскими племенами за господство в Мавераннахре.


     После смерти Абдумумин-хана в 1599 г. наступает закат  династии Шейбанидов.


Выяснилось, что среди Шейбанидов нет личности, которая могла бы возглавить государство и удовлетворить претензии большинства эмиров узбекских племен. Междоусобные войны привели к полному уничтожению всех наиболее влиятельных родов. Поиска хана привели к проживавшему в Бухаре царевичу Джанибек-султану, выходцу из Астрахани, женатому на сестре Абдулла-хана и считавшемуся в связи с этим в родстве с Шейбанидами. Но Джанибек отказался. Тогда ханом провозгласили его брата Баки-Мухаммада. А наследником объявили третьего сына Джанибека – Вали-Мухаммада, которого отправили согласно традиции наместником в Балх. Так, с 1599 г. в Мавераннахре утвердилась новая династия, получившая название штарханской, то есть астраханской. У нее было и другое название – «Джаниды», от имени Джанибека, который, несмотря на отказ, считался родоначальником династии.


РОСТ УЗБЕКСКИХ ПЛЕМЕН

            Отличительной чертой истории Средней Азии с начала XVII в. является численный рост узбекских племен и родов, а также экономическое и политическое усиление узбекской родовой аристократии. В начале XVII в. их было уже 92. Племена делились, увеличивались, из них выделялись новые и, в свою очередь, дробились. В результате за 200 лет количество узбекских племен увеличилось втрое, а численность и того более. Многие из них переходили на оседлый образ жизни и занимались земледелием и животноводством. Места их оседания получали названия по имени племени: Нукуз, Кунграт Кыпчак, Мангыт и пр.


Аштарханиды Бухары - наследники Шейбанидов | История и культура Евразии | ДзенПостоянные междоусобные войны, братоубийственные схватки за власть еще при Тимуридах, борьба за преобладание в государстве выдвинули узбекские племена в качестве важнейшей политической силы, превращая их порой в решающий фактор политической жизни страны. Вожди узбекских племен стали крупными феодальными землевладельцами, что сделало их настолько сильными и самостоятельными, что ханы аштарханидской династии оказались практически пленниками своих вассалов. В большинстве случаев эти вожди становились независимыми наследственными правителями отдельных областей, лишь формально признавая над собой власть ханов, правивших в Бухаре. В ряде случаев им удавалось утвердить свое господство на длительное время, создав государство в государстве, практически игнорируя центральную власть. В Шахрисабзе утвердился род кенегес, в северной части Афганистана, по обоим берегам Амударьи господствовал род катаган, минги правили в Самарканде и Фергане, в западной части Мавераннахра боролись за власть мангыты и кунграты. Результатом борьбы явилось распределение сфер влияния: мангыты одержали верх в Бухаре, кунграты – в Хиве. В Коканде мингам удалось оттеснить другие роды и полностью завладеть областью.


Ханы теперь полностью зависели от узбекских племен, и каждый расплачивался с ними за «хорошее поведение» раздачей доходных должностей, которые часто специально выдумывались для удовлетворения прихотей верхушки племен и родов.


В Бухарском ханстве сформировался сложный аппарат управления. Первое место занимал аталык (букв. «дядька». Поначалу аталыки занимались воспитанием царевичей), заведовавший орошением страны. Должность аталыка была привилегией представителей мангытов. На втором месте был диванбеги (министр финансов), ведавший сбором поземельного налога – хараджа, составлявший податные списки и принимавший грамоты у послов для вручения хану. Третьим лицом был парваначи, вручатель ярлыков, четвертым – дадхо, который принимал челобитные и давал на них ответ хана, далее шли кукельдаш, возглавлявший полицию, инак – ханский советник. В Бухаре был особый правитель – даруга (верховный есаул) и полицейский – мири-шаб («начальник ночи»). На высшие государственные должности назначались представители наиболее могущественных узбекских племен. Особенно большим влиянием в Бухарском ханстве пользовались аталыки, представлявшие интересы военной аристократии, состоявшей из военно-феодальной знати, племенной и родовой верхушки, эмиров и военачальников городов. Они использовали ханов и членов их рода для достижения своих корыстных целей и укрепления своего рода.

Отсутствие какого-либо установленного порядка наследования отдавало судьбы трона целиком в руки аталыков, эмиров, вельмож, царедворцев, высших чиновников, которые на своих сборищах решали, кому из отпрысков царствующей династии сидеть на престоле, а кому готовиться к встрече с Аллахом. Все счастливые избранники стремились как можно скорее физически уничтожить своих явных и мнимых соперников.


РУБРИКИ ПО ТЕМЕ:


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ ПО БУХАРЕ ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»