Дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе

 


Арка входного портала рухнула предположительно в конце XVIII — нач. XIX вв.

Дворец Ак-Сарай начали строить в 1379 году, после четвертого победоносного похода Амира Темура на Хорезм. Целый месяц по дорогам, по которым ранее шло войско Темура, нескончаемо двигались пленные. Не в столицу государства, Самарканд, а в небольшой город Кеш. В результате военных походов улус Чагатая был восстановлен в прежнем объеме, и в ознаменование этого события в Кеше, в родном йюрте Темура, должен был подняться дворец небывалой красоты, достойный принимать самых именитых иностранных гостей.

Знаменитые архитекторы Самарканда, Бухары, Балха, Ургенча, съехались в Кеш. Были приглашены лучшие зодчие Багдада и Шираза. Темур изложил им свой замысел: “Во дворце нашего величия будет тысяча залов и комнат, украшенных майоликовыми цветами, бирюзовыми фонтанами с розовой водой. Высотой дворец должен соперничать с высотой купола неба.”

Подходящей свободной площадки для такого дворца в Кеше не было, и Темур велел заложить фундамент за городом. 50 тысяч пленных начали работы. Кеш преобразился. Тишина и спокойствие покинули его улицы. На некотором отдалении от города, на берегу реки в палатках поселились 20 тысяч строителей, поднялись печи по обжигу кирпича, майоликовой плитки. Ещё 20 тысяч разместились в городе. Они возводили сам дворец, 10 тысяч строителей занялись сооружением крепостной стены, которая должна была вобрать  дворец в черту города. Одновременно со строительством Ак-Сарая были снесены все ветхие строения, заложены новые сады и цветники. А обновленный город стал называться Шахрисабзом – “Зеленым городом”.

Останки дворца Ак-Сарай


Из записок Испанского посла Рюи Гонзалеса де Клавихо


По словам испанского посла Рюи Гонзалеса де Клавихо, дворец имел 2 больших двора. «На другой день, в пятницу (29 августа 1404г.) посланников повели осматривать большой дворец, который строился по приказу царя. Говорили, что уже 20 лет в нем работали каждый день. И даже сегодня в нем трудилось много мастеров. Во дворце очень длинный вход и очень высокие ворота, и здесь же, при входе, с правой и левой стороны находились кирпичные арки, отделанные изразцами, выложенными разными узорами. А под этими арками находились маленькие комнаты без дверей, то есть углубления с полом, выложенным изразцами, а это было сделано для того, чтобы там могли сидеть люди, когда во дворце находился сеньор.

Сразу же за этими воротами находились другие, а за ними большой двор, вымощенный белыми плитами и окруженный богато отделанными галереями; а среди двора большой водоем, и этот двор занимает в ширину шагов триста (125х250 м) и через него входили в самое большое помещение дворца, куда вела очень большая и высокая дверь, отделанная золотом, лазурью и изразцами (возможно именно её Темур вывез из дворца Эмира Хусейна в Балхе) – все очень искусной работы. А над дверью посередине был изображен лев на фоне солнца, а по краям точно такие же изображения. Это был герб царя самаркандского… а герб Тамурбека – три круга расположенные таким образом:

   — Это значит, что он царь трех частей света, и этот герб он приказал делать на всех монетах и на всех предметах, которые изготавливаются по его приказанию…

   Через эту дверь входишь в приемный зал квадратной формы, стены которого расписаны золотом и лазурью и отделаны изразцами, а потолок весь позолочен. Отсюда посланников провели в верхний этаж, и так как весь дом был отделан золотом, им показали столько помещений и покоев, что сразу и не расскажешь. Здесь вся отделка была золотом, лазурью и другими разными цветами, достойная удивления даже в Париже, где искусные мастера.  Эта работа и у них считалась бы прекрасной. Потом им показали комнаты и покои, предназначенные для самого сеньора и его жен, с необыкновенно богатой отделкой стен, потолка и пола…

Потом повели посланников смотреть зал, предназначенный сеньором для пиров и чтобы там проводить время со своими женами. Этот зал огромен и богат отделкой. А перед ним находится сад с множеством различных плодовых и тенистых деревьев; в нем – много водоемов и искусственных лужаек. А перед входом в сад такое большое пространство, что там могло бы отдыхать все население города…”


Дворец Ак-Сарай ненамного пережил династию Темуридов…


Уже во второй половине XVIв. правитель Бухары, Абдуллахан, не раз осаждавший непокорный Шахрисабз, распорядился разрушить великолепные постройки Темура; кирпич их стали растаскивать как превосходный строительный материал.

Легенда гласит, что однажды, подъезжая к Шахрисабзу, Абдуллахан, завидев громаду Ак-Сарая, припустил коня и погнал своего лучшего скорохода, т.к. ему казалось, что он уже рядом с городом.  Долго мчались они, уже упал замертво скороход, а дворец все еще маячил своими массами вдалеке. Тогда-то, обозленный своей ошибкой, хан распорядился о его разрушении.

Герой еще одного предания – архитектор. Чтобы испытать решимость Темура расстаться с огромными средствами, нужными на строительство, он замесил раствор для первых кирпичей на горсти рассыпного золотого песка из государственной сокровищницы, но не дрогнул Темур, стройка началась.

Когда кладку стен завершили и Темур торопил с отделочными работами, зодчий вдруг неожиданно исчез, прикрепив к зениту арки портала цепь, не доходящую до уровня земли на высоту человеческого роста. Он явился через 2 года, тайком осмотрел цепь, проверив таким образом осадку здания, и лишь после этого приступил к облицовке. Грозному заказчику пришлось смириться. Но по окончании стройки он его не пощадил. Чтобы не было больше создано в мире ничего подобного этому дворцу, гениального мастера привязали к орлу вместе со слугой, которому было приказано в воздухе перерезать веревки: мастер разбился о землю.


Уничтожение величественных сооружений времени Темура и Темуридов


Ак Сарай - Останки дворца - Шахрисабз


В действительности, уничтожением величественных сооружений времени Темура и Темуридов. Абдуллахан, очевидно, намеревался стереть в народе память о величии низвергнутой Шейбанидами династии. Во всяком случае, уже во второй половине XVIIIв. от Ак Сарая остались лишь устои и часть арки портала. В эту пору на месте былого дворца был устроен хозяйственный двор ставки – “урды” Назар-бека, который захватил здесь власть в начале 60-х гг. XVIIIв. Сама “урда” расположилась перед порталом, наполовину прикрыв его стенами.

В советское время глинокаркасные постройки и пахсовые стены “урды” были снесены, территория вокруг пештака расчищена, устои портала законсервированы, и прекрасные руины  стали обозримы со всех сторон.

Таким образом, дворец Ак-Сарай (ссылка в википеию) представлял собой двухдворовую замкнутую конструкцию. Причем, второй двор – это сад, устроенный в лучших традициях садово-паркового искусства среднего Востока.


читать далее…>>>


«AL SAMARKAND TRAVEL»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТУРЫ В УЗБЕКИСТАН