ОЧЕРК О РАЗВИТИИ АРХИТЕКТУРЫ
ПОСТРОЙКИ ЭПОХИ ДИНАСТИИ ТИМУРИДОВ
«Средняя Азия».
Справочник-путеводитель, М., 1983 г.
(в сокращении)
XV часть
Постройки эпохи династии Тимуридов
Орнамент и цвет играли исключительную роль, не вступая, однако, в противоречие с основной архитектурной идеей, а обогащая и как бы декоративно развивая ее. Многообразны мотивы самого орнамента – геометрического, стилизованно-растительного, эпиграфического. Но все они соподчинены строгой разбивке архитектурных поверхностей – прямолинейной на стенах, спиралевидной на минаретах, концентрической на барабанах куполов. Эволюция декора следует от известной перенасыщенности ярко красочных облицовок в постройках времени правления Тимура – к гармоничному равновесию цвета и фона (им служили фактура строительного кирпича) при Улугбеке и далее – к сдержанным цветным ударам на этом фоне в постройках второй половины XV в. Среди наиболее грандиозных зданий, созданных по велению Тимура — фамильная усыпальница Тимуридов Дорус-Сиадат и дворец Ак-Сарай в Шахрисабзе, мавзолей Ахмеда Ясеви в Туркестане (Казахстан), мечеть Биби-ханым и мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Все они поражают величием замысла, колоссальностью форм, богатством декоративного убранства.
Многочисленные дворцы были возведены Тимуром в Самарканде, но в основном они располагались в загородной зоне, среди садов. В пределах крепости возвышались только суровый четырехэтажный Кук-Сарай и Бустон-Сарай. Сады создавались по плану, с соблюдением строгой разбивки аллеями на геометрические фигуры, с устройством сети арыков, бассейнов и фонтанов, с регулярной системой насаждений, где чередовались плодовые и декоративные деревья, живописные кустарники, зеленые газоны, клумбы цветов. Во всем этом был запечатлен тысячелетний опыт среднеазиатского садоводства и искусства разбивки регулярного парка, в котором гармонически сочетались зелень, вода и архитектурная застройка. Известно имя одного из главных специалистов по разбивке садов – Шихабуддина, работавшего при Тимуре. Из самаркандских садов Тимура особенно славились Баги-Дилькуша («Сад, пленяющий сердце») и Давлет-Абад («Местопребывание власти»), посреди которых высились роскошные дворцы, а при Улугбеке – Баги-Майдан с множеством дворцовых павильонов, в числе которых был украшенный китайским фарфором и его местными имитациями павильон Чини-хана.
В исторических источниках упоминается, что при Тимуре и Тимуридах было возведено большое число караван-сараев и рынков, водохранилищ и мостов. Однако из этих гражданских построек сохранилось немногое. Это караван-сарай Таш-Рабад в горах Киргизии, фундаменты караван-сарая Мирзои на самаркандском Регистане (медресе Тилля-Кари), крытый рынок Таки-Заргарон в Бухаре. Этим деловым сооружениям присуща функциональная четкость планов и строгость архитектурных форм.
В общественно-идеологической жизни тимуридской державы по-прежнему огромную роль играли мечети – как громадные пятничные (джами), так и малые внутриквартальные (гузарные). Хотя в Самарканде и существовала джами-мечеть, Тимур распорядился возвести в 1399 г. новую, которая, по свидетельству современника, должна была бы превзойти все мечети мусульманского Востока, что в какой-то мере и было достигнуто (мечеть Биби-ханым). В дни пятничных молений в ней собирались тысячи жителей Самарканда. Однако простояла мечеть недолго: поспешность строительства и недоучет столь частых здесь землетрясений привели к тому, что она начала разрушаться уже в первые годы после возведения.
Мечеть в Анау (1454 г.; разрушена землетрясением в 1948 г.), сочетала в своем плане поминальную мечеть шейха Джемалледдина, ханаку (странноприимный дом) и худжры (кельи) для приезжающих на зиарат (поклонение святыням). Композицию здания определяло расположение его на падающем рельефе былой городской стены, асимметрия правого и левого крыла, свободное сочетание разновеликих купольных объемов, пространственная легкость интерьеров.
читать далее…>>>…МАВЗОЛЕИ ТИМУРИДОВ