ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ
I. История формирования и функционирования сети мусульманского образования Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ).
Деятельность САДУМ охватывала 5 среднеазиатских республик бывшего СССР, однако Узбекистан был той республикой, где происходили главные процессы, связанные с мусульманским образованием.
Единственными легальными доступными советским мусульманам в послевоенные десятилетия учебными заведениями по подготовке кадров для всех четырех духовных управлений Советского союза (имамы мечетей и руководители регионального ранга – кади) стали два мадраса – восстановленное Мир-и ‘Араб в Бухаре (известно с 1540 г., воссоздано в 1945 г.) и Барак-хан (1956-1961) в Ташкенте. На основе последнего в 1971 г. был создан Ташкентский исламский институт (‘Али ма‘хад) имени Имама ал-Бухари, который функционирует и в настоящий момент.
На их формирование на новой основе непосредственное влияние оказало семейство муфтиев САДУМ Бабахановых – Ишан Бабахан ‘Абдулмаджидханов (1943-1957), Зияутдинхан Бабаханов (1957-1982), Шамсиддинхан Бабаханов (1982-1989).
Первые шаги.
В мае 1945 г. САДУМ принял постановление «О создании двух медресе в гг. Ташкент и Бухара». Этим постановлением был установлен общий контингент учащихся медресе 90 человек, сроком обучения 9 лет. Учебный цикл состоял из двух ступеней: на первой ступени (ибтида’и) существовали 5 курсов, на второй ступени (рушди) – 4. Занятия будут проводиться по группам, учебный год продолжится 6 месяцев – с 1 октября по 1 мая (с учетом зимних каникулов). Было объявлено всем казиятам САДУМ о принятии студентов: из Узбекистана 25, Казахстана 25, Таджикистана 17, Киргизии 17, Туркменистана 15 (всего 90).
Учебная программа состояла из 18 предметов. Из них 8 религиозные (Кур’ан с тадживдом, ибадати исламийа, тафсир, хадис, усул хадис, мушкот, фикх, история ислама); 6 языковые (мухавараи арабия, узбекский язык, синтаксис и грамматика арабского языка, персидский язык, каллиграфия); 4 светские (арифметика-математика, конституция, география, санитария).
Но еще надо было все это согласовать с властями в Москве. Ответ из Москвы, хоть и не был отрицательным, пришлось ждать долго. Власти как можно старались ограничить деятельность этих медресе. Предлагалось открыть медресе за городом (например, старое медресе «Чор Бакр» в 4 км. от Бухары) или же как можно дальше от школ и детских садов.
После долгой переписки с Москвой, 10 октября 1945 г. Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) СССР принял распоряжение (№ 14808-р) об открытии в гг. Ташкенте и Бухаре мусульманских духовных училищ.
Даже после этого распоряжения местные власти не торопились с открытием медресе. Только 29 ноября 1945 г. Совнарком УзССР принял постановление (№ 1879-212с) «О разрешении Духовному управлению Средней Азии и Казахстана открыть два духовных училища», который в частности обязал Ташкентский и Бухарский горисполкомы выделить помещения под указанные духовные училища, бывшее медресе “Баракхан” и “Мир Араб”.
После кропотливых стараний руководства САДУМ в 1946 г. было открыто медресе “Мир Араб”, а медресе в Ташкенте не было открыто из-за отсутствия подходящего помещения.