ИСТОРИЯ МАХАЛЛИ КУКЧА

Ташкент, Махалли Ташкента, Кукча, История Махалли Кукчи | Old photos, Islamic city, Scenic design


«КУКЧА»


         В  середине XVIII в. Ташкент был разделен на четыре части – Бешагач, Кукча, Себзар и Шайхантахур. В 1784 г.  хаким Шайхантахурской части Юнусходжа объединил их в единое политическое правление. В истории этот период называется периодом  Четырех правителей.

         Кукча расположена в западной части города, в основном, на территории нынешнего Шайхантахурского района. Границы её пролегают по восточной стороне улицы Сагбан, с юго-восточной – по берегу  Куйи Бозсу (Нижнего Бозсу) (между улицами Маннона Уйгура и Самарканд дарваза).  На западе территории  ранее были сады и огороды. Район Кукча орошался водами Кайковуса и его каналов, а загородные усадьбы располагались в районе Назарбека, Куксарая и Келеса.   В середине XIX в. в Кукче было трое ворот – Сагбан, Чигатай и Кукча.


         История махалли Кукча непосредственно связана с именем Шейха Зайниддина бобо, сына выходца из Багдада шейха Шахобиддина Сухраварди (1145-1235), известного суфия, основателя учения сухравардия.  Известно, что   шейх Шахобиддин  в 1215г. прибыл к Мухаммаду Хоразмшаху в качестве посла Багдадского халифа Насира (1180-1225). Шейх Зайниддин широко пропагандировал учение отца.  Его называли шейхом Зайниддин Куйи Орифони.  После смерти  его могила стала местом поклонения и вокруг нее был образован кишлак Орифон (XIII в.). В 90-е годы  XIV в.  по иниациативе Амира Темура был построен мавзолей над его могилой. В XVI в. вокруг мавзолея возникло махалля Орифон, которая располагалась за пределами города. В XIX в. эта махалля носила имя Шейха Зайниддина бобо, затем стала называться «Кукча».


         Население Кукчинский части города, в основном, занималось кожевенным ремеслом. Как указывается в архивных документах,  в 1871 г. из 695 мастерских 341 занималась заготовкой кожи, 218 – изготовлением обуви.  В Кукче было 7 гончарных мастерских,  22 мельницы, 22 водяных крупорушек, 34 школы, 4 медреса (Эшон Бурихужа Санчикмони, Шукурхон, Хофиз Кухаки, Шарафибой), 60 мечетей, 14 мест поклонений (Лангар ота, Ялангоч ота, Ваккос ота, Куйчи мазар и др.), среди которых самым известным считалась  святыния Шейха Зайниддина бобо.


Старая Кукча - Ташкент I vsedaokolo.uz | Facebook


Махалли Кукчи


         К Кукчинской части относились махалля: Айрилиш, Аллон Баландкуприк, Гузарбоши, Дамак, Жарарик, Ишкобод, Каллахона 1, Каллахона 2, Каттаховуз, Кесаккургон, Кунжак, Кукча, Лангар, Махкама (махалля рынка Чорсу; другая часть махалли располагалась на Бешагаче, и Себзаре), Молхарам, Обиназир, Окилон,  Октепа, Пичокчилик, Подахона, Сархумдон, Сакичмон, Сагбон, Сагбон Октепа, Торкуча, Туклижаллоб, Хиёбон, Ходабозор, Хонакох (Хонакохи бузург; часть – в Бешагачской части), Хотинмасжид (часть – в Себзарской части), Хужакуча, Хожапарихон, Чакар, Чакар Чигатой, Чигатой, Чукуркишлоқ, Шайх Зайниддинбобо, Янгишахар, Шохнишинтепа, Узгант, Урикзор, Катортерак, Килбелбог, Козикуча, Козокбозор (часть – в Себзарской части), Коракийик, Кургонтаги, Куштут, Халимкуп, Хожималик (махалля рынка Чорсу), Хофиз Куйки. Со второй пол. XIX – нач. XX вв. менялось количество и наименование махалля.

И снова старый Ташкент, ул.... - Tashkent Retrospective | Facebook


Махалля Обиназир


         Одной из первых махалля Кукчи, расположенной на западе города, около Кукча дарвоза, была махалля Обиназир. По некотором данным, названия махалли взято от племени «Ёбу», в форме «Ёбуназир». На самом деле,  название не имеет никакого  отношения к этому роду. Историк Салохиддин Тошканди пишет: «В 1390-91 годах, Амир Темур собираясь в Дашти Кипчак, будучи в Ташкенте, велел вывести воду из Кайковуса в Куйи Орифони в мазар шейха Зайниддина, возвести купол над святой могилой и  только затем построить священный мавзолей Занги ата».  Из этого следует,  что название арыка Обиназир, означает «дарованная вода».  Как пишется в биографии Хожа Ахрора Вали  («Рашахот» и др.) семьи, приходившие на поклонение к этой могиле и просившие  о рождении ребенка, впоследствии достигали желаемого. Арык Обиназир считался священным, так как она имела целебное свойство. До сих пор население использует воду, которая идет из-под земли у ворот мечети.  Таким образом, махалля была сформирована  в кон. XIV – нач. XV вв. именно у берегов этого арыка и получила его название.  В настоящее время эта махалля в Шайхантахурском районе граничит с махаллями  Янгишахар, Богкуча, Гулобод, Жарарык.  Из архитектурных памятников XIX в. на территории махалли сохранились мечети Обиназир и Пулатбой.


         В махалле Янгишахар когда-то располагались ворота Кукча. Как пишет  Мухаммад Солиххужа в своей работе «Тарихи жадидайи Тошканд», расстояние от места захоронения Шейха Зайниддина до ворот Кукча составляло 1800 шагов. Эта махалля граничила с махалля Обиназир, Кукча, Жарарик, Окилон. О названии махалли  Х.Меликулов  в книге «Махалла Ватан ичидаги ватан» («Махалля – родина внутри родины») пишет: «В свое время  Кукча была окружена садами. И только в части махалли, которая называлась  Янгишахар, были высокие постройки и она была подобна городу,  название махалли связано с этим». Это не совсем верно. История обживания этой территории неразрывно связана с историей существующей ныне соседней махалли  Обиназир и относится приблизительно к XIV – нач. XV вв. В кон. XIХ – нач. ХХ вв. в результате расширения территории города за пределами городских стен были образованы новые махалля Янгишахар Минор, Янгишахар Турк, Янгишахар Лабзак и др., в т.ч. и махалля Янгишахар. Жители её занимались в основном, ремесленничеством, садоводством, земледелием, торговлей.


Tashkent Retrospective - Публикуется впервые! Ташкент. 1974 г. Утренний базар - Октябрьский рынок (Чорсу). Автор фото: Шандор Кереки | Facebook


 Шохнишинтепа


       Еще одна древняя махалля  на массиве Кукча – Шохнишинтепа, расположена на улице Чигатай дарвоза (нынешняя  Фараби). Название махалля получила от археологического памятника   Шохнишинтепа (нач. VII-XIII вв.). Согласно преданиям,  падишах Турана Афросиаб именно здесь принимал своих граждан.  Шохнишин означает место, где сидел шах.  На этой возвышенности были найдены остатки материальной культуры раннего средневековья.  В IX-X вв. здесь был построен кёшк (замок), входящий в состав рабада Бинкат.  Население махалли занималось гончарным ремеслом, в ходе археологических раскопок здесь обнаружены гончарные мастерские и печи для обжига керамических изделий.  До монгольского  нашествия Шохнишинтепа была одной из махаллей рабада Бинкат.

     В кон. XIX – нач. XX вв. махалля Шохнишинтепа (в народе называлась «Шаршинтепа»)  располагалась вокруг рынка старого города и граничила с махаллями Чакар, Туклижаллоб, Чигатой.  В махалле  проживали около 300 семей.  Население занималось, в основном,  мелкими ремеслами, торговлей, на землях вокруг города (на массивах Захарик, Октепа, Белтепа, Дамарик) — садоводством и земледелием. В махаллинском гузаре были чайхана, бакалейные магазины,  мечеть.  В настоящее время Шохнишинтепа входит в состав махалля «Эски шахар» и «Чигатай дарвоза».


     На  территории было несколько святых захоронений, в частности, в махалле  Коракийик — кладбище Ходжа Бобоходжа, в махалле Кукча –  кладбище Шайха Зайниддинбобо,  в махалле Каллахона – кладбище Окчуллик-Куктунлик ота, в махалле Узганд – кладбище Лангар ота, в махалле Хофиз Кухакий  – кладбище Кабзи ота, в махалле Чимбой – кладбище «Давлат шохота» Турсуна ота, в махалле Молхарам – кладбище Чилик ота,   в махалле Туклижаллоб – кладбище Ялангоч ота, в махалле Сагбон Октепа  – кладбище Корахужа ота,  в махалле  Чигатой – кладбище Куйчи,  в махалле Пичокчилик – кладбище Эски  мозор, в махалле Коракамыш – кладбище Ваккос ота, в махалле Хиёбон – кладбище Чилла мозори, в махалле Янгишахар – кладбище Кукча и др.


   В 1929 г. в Ташкенте  начался процесс районирования  и массив Кукча был введен в состав нового района (быв. Октябрьский ныне – Шайхантахурский).


Машхура ХАСАНОВА  «Эхо истории«

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.