КЕРАМИЧЕСКИЕ ОБЛИЦОВКИ XIV в. (IV-часть)


Узбекская керамика в архитектуре


Монгольское завоевание в 20-х годах XIII в. надолго задержало


Новые сооружения с точными датами их возведения появляются лишь с середины XIV в. Это мавзолей Буян-Кули-хан 1358 г. в Бухаре, мавзолей Мухаммад-Бошаро 1342/43 гг. в Мазари-Шерифе, ряд мавзолеев в ансамбле Шахи-Зинда (Самарканд).
XIV в. для облицовки Узбекистана был временем яркого расцвета, словно бы керамисты того времени стремились наверстать упущенное, жадно впивая все новое и претворяя в жизнь ранее созревшие творческие замыслы. Особенно велик этот подъем в последней четверти XIV в., когда военные походы Тимура дали для строительства колоссальные по тому времени средства и даровые рабочие руки.
Говоря об облицовочной керамике начала XIV в., трудно ограничиться только территорией современного Узбекистана. Развитие керамических облицовок лучше прослеживается при охвате ряда областей Средней Азии.


Керамические облицовки XIV в.


     Несмотря на свое многообразие, во многом близки облицовкам предыдущего периода; тот же традиционный орнамент в резной, но уже покрытой сплошной глазурью керамике, те же принципы в сортаменте керамических деталей, образующих сплошную одежду сооружений.
     Местами сооружение, точно датируемое XIV в., полностью использует традиции облицовочной техники XII в. Таковы мазар Манаса в Таласской долине (Киргизия) и минарет в Куня-Ургенче (Туркмения). В последнем сохранены не только декоративные, но и конструктивные традиции XI-XII вв. Оба сооружения покрыты резной терракотой, спаренными кирпичами с «бантиками»-перемычками.
Мавзолей Мухаммад-Бошаро имеет облицовку переходного типа: от терракоты к полностью глазурованной керамике.


К наиболее ранним образцам керамики рассматриваемого периода относится резная с четырехцветной глазурью облицовка интерьера зиаратханы при мавзолее Кусам ибн Аббаса в Шахи-Зинде, датируемая 1331 г.
Зеленовато-голубая, блекло-синяя, вишневая и белая глазурь красиво выделяет тонкий, по преимуществу растительный, рельефный орнамент. Особенно хороши белые ирисы на синем и голубом фоне сталактитов, заполняющих паруса помещения.
К началу XIV в., по-видимому, можно отнести и вторичную облицовку портала между наиболее древними мавзолеями в комплексе Султан-Саадат в Термезе. Характер рисунка и цвета глазури на многоцветной майолике портала близки к облицовочной керамике XIV в. в мавзолеях Шахи-Зинда. Характерная деталь, указывающая именно на первую половину XIV в., — мозаичная облицовка колонок, обрамляющих вход в среднее помещение, идентичная мозаике азербайджанских мавзолеев 20-х годов XIV в. (Барда, Карабагляр). И в том, и в другом случаях мозаика из деталей преимущественно геометрической формы выполнена из обычного лёссового теста. Это наиболее ранние на Востоке пробы использования мозаики в архитектурных облицовках, не получившие дальнейшего развития. Трудность обработки глиняной керамики заставила строителей перейти к изготовлению мозаики из фаянса, легко поддающегося распиловке.
Это единичные примеры керамических облицовок первой половины XIV в., богатый расцвет их происходит в Узбекистане уже во второй половине века.


Главными видами облицовочной керамики этого времени являются, во-первых, резные, сплошь покрытые глазурью детали, целиком воспринимающие опыт и традиции резной терракоты XII в. Они настолько близки между собой, что некоторые терракотовые детали из числа найденных при раскопках некрополя Шахи-Зинда производят впечатление полуфабрикатов для производства глазурованной керамики XIV в.
Мавзолей, построенный в 1360 г. в некрополе Шахи-Зинда, и мавзолей Буян-Кули-хан 1358 г. в Бухаре покрыты сплошной облицовкой из резной глазурованной керамики. Глазури белого, вишневого, синего и зеленовато-голубого цветов покрывают тончайшую резьбу на порталах и в интерьерах памятников. Боковые и задние фасады сооружений облицованы более скромно. В самаркандском мавзолее 1360 г. они покрыты спаренными кирпичами с голубыми перемычками в форме бантиков с короткими румпами; у бухарского мавзолея такая облицовка была лишь на суфе, окружавшей сооружение, и на угловых колоннах – гульдастах. На боковых фасадах мавзолея Буян-Кули-хан были панно из керамики, от которых в настоящее время сохранилась лишь часть обрамления.
Резная глазурованная керамика играет главную роль в облицовке еще нескольких мавзолеев Шахи-Зинда, но уже с примесью второго ее вида, появившегося в XIV в., — расписной майолики на глинокерамическом основании (мавзолей 2-й половины XIV в., приписываемый эмиру Бурундуку, мавзолей Туглу-Текин 1375/76 гг., мавзолей Эмир-заде 1386г.). Палитра глазури и керамических красок в ее росписи значительно расширяется; к четырем цветам прибавляется желтый, зеленый и салатно-зеленый. В очень ограниченных размерах используется красная краска, которой покрывается белый глазурный подслой. Черная и коричневая краски применяются для очерчивания контура рисунка: отчасти для нанесения орнамента, отчасти для нанесения орнамента, отчасти для предохранения глазури от смешивания во время обжига. Приблизительно с последней четверти XIV в. в декоре керамики начинает принимать участие и позолота, обычно в виде полосок тончайшей фольги из настоящего золота, приклеенных горячим или холодным способом к глазурованной поверхности.


Наряду с сочетанием двух видов керамики имеются случаи облицовки сооружений исключительно многоцветной майоликой на глинокерамическом основании (мавзолей конца XIV в. работы усто Али Несефи в Шахи-Зинда).
Приблизительно с середины XIV в. в облицовку сооружений наряду с резной глазурованной керамикой и многоцветной майоликой на глиняном основании включается фаянс: вначале в виде лент со слабо оттиснутым рельефом и таких же квадратных плит (мавзолей Ходжа-Ахмад в Шахи-Зинда), затем в виде плитчатых крупных деталей сборных панно (панель на главном фасаде и панно в интерьере мавзолея Шади-Мульк 1372 г. в Шахи-Зинда). Далее фаянс как бы отрывается от резной керамики и объединяется только с плитчатой майоликой на глинокерамическом основании, например, мавзолей Безымянный № 2 в Шахи-Зинда, приблизительно соответствующий концу XIV в. В его декоре сочетаются панно из мелких фаянсовых элементов, фигурные фаянсовые заполнения голубой керамической решетки, крупные фаянсовые плиты с многоцветной росписью, сплошные глинокерамические детали, покрытые разноцветной глазурью для заполнения тимпанов, яркие с позолотой облицовочные плитки на глине, ленты из фаянсовых плиток и, наконец, сборные из восьмилучевых звезд и крестов панно или покрытия надгробия. Как лейтмотив через весь декор проходят звездочки из трех перекрещивающихся полосок золотой фольги на всех деталях.
Дальнейшее развитие фаянсовых облицовок в XIV в. выражено в шестицветной резной керамической мозаике, ярким примером которой является облицовка мавзолея Ширин-бека-ака 1385 г. Богатейшая облицовка мавзолея и ханаки Туман-ака, относящаяся к самому началу XV в., — это логическое продолжение развития мозаичных облицовок. Собственно, для Средней Азии мавзолей Туман-ака является кульминационной точкой развития керамической мозаики, так как последующие постройки XV-XVI и более поздних веков ничего нового и превосходящего в этом искусстве не дают.
Традиции, сложившиеся в XI-XIII вв., в целом сохраняются и в XIV в., но получают значительное развитие. Мастера, вооруженные новым материалом, фаянсом, более удобным в обработке и воспринимающем глазуровку лучше, чем глиняная керамика, располагающие благодаря наличию цветных глазурей и позолоты большими художественными возможностями, идут по пути усложнения облицовки и создания новых приемов маскировки швов между деталями.


В мавзолеях 1360 г., Туглу-Текин, Шади-Мульк, Ходжа-Ахмад, Эмир-заде устойчиво сохраняется облицовка порталов с широкими полосами эпиграфики на фоне тончайшей резьбы или рисунка, главного орнамента и глубокого гириха, напоминающего сквозную решетку. Свободное пространство между ними заполнено служебными изразцами, имитирующими кирпичики, уложенные перпендикулярно к полосам. Переход от фасадной плоскости портала к угловой колонке входа в нишу осуществляется при помощи уголкового сопряжения, обычно покрытого резным цветущим куфи. Колонки выполняются из отдельных блоков, щеки входных арок покрываются панно, а свод входной арки заполняется сталактитами, образующими при смыкании звезду, собранную из ромбов. Детали облицовки покрываются тонкой резьбой.
Разрезку лент на плиты и колонок на блоки мастера этого времени старались производить так, чтобы по возможности скрыть ее, приурочивая границы деталей к длинным буквам или маскируя орнаментом. В мавзолее Шади-Мульк, возведенном несколько позже, использован остроумный прием маскировки швов. Широкая лента главного орнамента из восьмилепестковых розеток разрезается точно посередине. В центре разреза в плитках сделаны выкружки, в которые вставляются круглые изразцы с самым разнообразным тонко прорисованным краской орнаментом. В том же мавзолее лента надписи выполнена не в резьбе на глиняном основании, а в слабом оттиске на фаянсе.


Даже на портале бухарского мавзолея 1358 г. Буян-Кули-хан в основном сохранены традиционные элементы керамической облицовки, хотя по архитектурным формам он несколько отличается от мавзолеев Шахи-Зинда. Исключение составляет портал мавзолея работы усто Али, покрытый своеобразным рисунком из выпуклых переплетающихся лент куфической надписи, составленных из изразцов продолговатой, а в местах пересечения крестообразной формы.


В мавзолеях, облицованных керамической мозаикой, сохраняются те же формы декора: широкие полосы эпиграфики и основного орнамента, собранные предварительно из мелких деталей, вырезанных из фаянса. Роль служебных изразцов здесь выполняют узкие полоски мозаичного бордюра с простым непрерывным или повторяющимся орнаментом и ленточки одноцветного фаянса – синего, голубого или черного.
Колонки – гульдаста, поставленные по углам порталов, имея облицовки различного вида, сочетались с типом облицовки порталов. У мавзолеев, порталы которых были декорированы резной глазурованной керамикой (мавзолей 1360 г. в Шахи-Зинда) или той же керамикой в сочетании с майоликой на фаянсовом основании (мавзолей Ходжа Ахмад середины XIV в. в Шахи-Зинда), они покрывались разноцветными глазурованными изразцами, образовывавшими орнамент. Этот тип облицовки гульдасты известен по мавзолею XII в. в Узгенте. В XIV в. в декор добавляется лишь глазурь.
Гульдасты мавзолея Туглу-Текин, в облицовке которого сочетается резная глазурованная керамика с многоцветной майоликой на глиняном основании покрыты фигурными майоликовыми плитками с многоцветной росписью и позолотой.


Третий тип гульдасты, встречающийся и в XIV в., это облицовка пустотелыми блоками в виде несомкнутого трехчетвертного цилиндра, одевавшегося на кирпичный, органически связанный с кладкой портала столб, поверхность таких блоков соответственно декору портала была покрыта или резьбой и глазурью (мавзолей Шади-Мульк в Шахи-Зинда), или же росписью керамическими красками по гладкой глазурованной поверхности (мавзолей работы усто Али в Шахи-Зинда).


     Как следует из краткого обзора декоративной облицовки памятников XIV в., в это время наиболее богато украшаются порталы, остальные фасады в зависимости от расположения памятника или остаются без одежды, или покрываются, как уже отмечалось ранее, более скромной облицовкой из спаренных кирпичей с голубыми глазурованными изразцами-перемычками. Спаренные кирпичи бывают целыми со специальной вырезкой для перемычки. Иногда для той же цели употребляют распиленные пополам и заточенные на клин кирпичи (мавзолей 1360 г. в Шахи-Зинда), а иногда и простые изразцы с лицевой стороной, разделанной под пару кирпичей (мавзолей работы усто Али XIV в. в Шахи-Зинда).


Купола покрываются изразцами из глиняной керамики. Не подвергавшиеся ремонтам купола сохранились в очень ограниченном количестве, поэтому точно сказать о типах их облицовки трудно. Можно лишь предположить, что в основном продолжалась старая традиция одевать их голубыми изразцами. В отдельных случаях купола покрывались крупными изразцами с синей и голубой глазурью, образовывавшими орнамент на фоне терракотовых изразцов (мавзолей Ширин-бека-ака в Шахи-Зинда).
В XIV в. богато украшаются интерьеры. Если в мавзолеях начала XIV в., например в зиаратхане мавзолея Кусам ибн Аббас 1331 г., наряду с резной керамикой, покрывающей внутренность купола и пояс парусов, стены еще покрыты росписью, то в мавзолее Буян-Кули-хан и мавзолеях Шахи-Зинда, за исключением Ходжа-Ахмад и Эмир-заде, интерьеры покрываются сплошной керамической одеждой с разнообразнейшим по рисунку и способу выполнения орнаментом.
В нижней части стен плитки самых разнообразных форм образуют панно, заполняют тимпаны арок в поясах парусов и покрывают внутреннюю сторону куполов. В сортаменте керамики превалируют плиты мелких и средних размеров; крупные встречаются в виде исключения, например, панно в щеках входной арки и в панели интерьера мавзолея работы усто Али.


Таким образом, в XIV в. архитектурная керамика представлена следующими видами:
     1. Резная терракота того же вида, что и в XI — начале XIII в.
     2. Резная терракота, местами покрытая голубой глазурью или в сочетании с небольшими глазурованными деталями.
     3. Резная керамика со сплошным покрытием глазурями четырех цветов: голубой, блекло-синей, белой и вишневой, причем в одном и том же элементе встречаются одновременно два и три цвета глазури. Ограниченно встречаются прорисовки контура резьбы красной керамической краской с покрытием рельефа позолотой.
     4. Майолика на глинокерамическом основании, включающая в себя:
а). изразцы различных видов с одноцветной и двухцветной глазурью – белой, голубой,
блекло-синей, вишневой, лиловато-синей. Желтая краска используется лишь для покрытия рисунка. Имеются случаи надглазурной росписи тонкими белыми и красными линиями и золочения.
б). плиты и плитки различных размеров и архитектурные детали (сталактиты, блоки колонн и колонок, капители, базы, карнизы) с одноцветной и главным образом многоцветной глазурью и надглазурной росписью и позолотой. Цвета глазури: голубой, белый, синий, желтый, зеленый и салатно-зеленый и в очень ограниченных размерах красный. Вернее всего, это не глазурь, а керамическая краска, всегда накладываемая на настоящее глазурное покрытие и не имеющая блеска.
Во избежание смешивания разноцветных глазурей во время обжига применялись способы их отграничения: нарезка, оттиск выпуклого или, наоборот, заглубленного рисунка, прорисовка контура рисунка черной, коричневой или красной тугоплавкой краской. Глазури в большинстве своем непрозрачные, типа эмалей.
Роспись майолики отличается многообразием орнаментальных мотивов, наряду с которым намечается тенденция к некоторой стандартизации деталей. Плитки квадратные, прямоугольные и шестиугольные. При покрытии значительной поверхности они имеют одинаковые размеры и рисунок, полностью вписывающийся в плитку. Исключение составляют крупные плиты на барабане мавзолея усто Али, на которых части куфических букв нанесены так, что при подборке плит образуются крупные надписи.
    5. Майолика на фаянсовом основании в виде плиток, крупных и мелких деталей сборных  панно или панелей с одноцветными и многоцветными глазурными покрытиями, с подглазурной и надглазурной росписями по гладкой или штампованной со слабым рельефом поверхности. Глазури и керамические краски в дополнение к цветам глиняной керамики имеют коричневую и темно-зеленую. Золото используется очень широко.
Тенденции к стандартизации деталей на фаянсе почти не наблюдается. Сортамент плит многообразен и изменяется в зависимости от места назначения. Орнамент росписи, как и у майолики на глиняной керамике, укладывается в рамки одной детали, даже в том случае, если из этих деталей собирается крупная часть облицовки (мавзолей Шади-Мульк-ака).
    6. Мозаика на фаянсе с глазурью шести цветов: белой, синей, зеленой, черной, голубой и золотисто-желтой, на которой часто читаются следы сплошной позолоты. Изредка встречаются цвета блекло-серо-голубой (барабан мавзолея Ширин-бика-ака) и светло-вишневый (плитки на стенах входа в мавзолей Ходжа Ахмад). Красный цвет, характерный для хорезмийской и золотоордынской мозаики, в Узбекистане совершенно не использовался. В ряде случаев мелкие мозаичные детали оставлялись без глазурования и даже окрашивались в розовый цвет водяными красками. Иногда сам фаянс имел розовый цвет, если он был обожжен при недостаточно высокой температуре.
Необходимо подчеркнуть характерную черту периода XIV в. – необычайный расцвет мастерства. Не теряя достигнутого в предмонгольский период, мастера XIV в. овладевают в совершенстве техникой массового изготовления глазурованных изделий из глиняной керамики и фаянса. Появляются новые формы керамических деталей, усложняются и совершенствуются в целом все керамические покрытия сооружения, создаются новые виды орнаментов, использующие богатство цветных сочетаний и неизвестную ранее технику золочения глазурных покрытий. Отрабатываются новые приемы художественных и конструктивных сочетаний различных видов и форм архитектурной керамики.


ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДАМ УЗБЕКИСТАНА ОТ ТУРОПЕРАТОРА «АЛЬ САМАРКАНД»