ДРЕВНИЙ ТЕРМЕЗ
Кешк, мечеть и минарет. На самой окраине средневекового рабада, близ его северной стены, находилась группа строений, часть которых давно уже разобрана ради жженого кирпича. Тем не менее, старинные фотографии и раскопки руин, осуществленные в 1938 году археологами, позволяют составить суждение об этих постройках, имеющих большой историко-архитектурный интерес.
Установлено, что эти здания подстилаются древним культурным слоем: в кушанское время вся территория здесь была заселена, в III-IV вв. запустела, новое ее освоение приходится уже на время раннего средневековья. В VI-VII вв. на этом участке был сооружен феодальный замок-кешк (в народе его руину именуют Кургон) – небольшой по размерам, но монументальный в своих архитектурных формах.
Нижняя часть кешка состояла из монолитной возвышенно платформы глинобитной кладки, со скошенными внешними гранями. На ней располагался основной этаж: на главной оси находился центральный коридор, по обе его стороны – по пять продолговатых комнат. Коридор и комнаты перекрывались сводами повышенно-коробового очертания; в щипцовых стенах были устроены щелевидные оконца. Материалом для стен и сводов служил сырец. Вполне вероятно, что выше имелся еще один этаж помещений – также сырцовой или же облегченной глинокаркасной конструкции, но, может быть, и нет; просто была плоская кровля, использовавшаяся жителями в теплое время года. Оформление фасадов кешка составляли гофры – сомкнутые полуколонны, вздымавшиеся в монотонном ритме над гладью платформы.
Термезский Кургон – это типичный для среднеазиатской архитектуры замок-кешк. Подобные «гофрированные» кешки рассеяны на территории Хорезма и в оазисе Мерва, но планировочная композиция их в разных областях варьируется. Коридорная система термезского Кургона представляет, по-видимому, какой-то локально тохаристанский архитектурный тип.
Капитальные конструкции предопределили многовековое функционирование этого кешка. В эпоху ислама он использовался как подсобное строение при сложившемся рядом комплексе мусульманских культовых зданий, быть может, являлся общежитием для паломников или же ханакой – обителью странствующих дервишей.
МЕЧЕТЬ ЧОР-СУТУН И МИНАРЕТ
К юго-западу от кешка расположены постройки иного рода: мечеть Чор-Сутун и минарет. Чор-Сутун в переводе означает «Четыре колонн», но это чисто нарицательное название, так как в действительности мечеть имела всего девять колонн. Она была невелика: около 10х10 метров по внутреннему контуру. Пространство ее перекрывали девять куполов, основанных на арках, покоящихся на колоннах (или, точнее, на столбах) и на стенах. Столбы – массивные, метрового диаметра, сложены из жженого кирпича на ганчевом растворе.
План мечети необычен: у нее лишь две стены, а с двух других сторон она открыта. Первоначальный пол был глинобитным, а стены сырцовыми; после ремонта в XI в. появились кирпичный пол и облицовка стен и михраба жженым кирпичом. Михраб, расположенный в центре юго-западной стены, имеет вид глубокой подковообразной ниши, оформленной гофрами.
К северу от михрабной стены мечети высился минарет. Уже к XIX столетию он сохранился лишь частично, притом с выщербленной внизу кладкой. Сложен минарет был из жженого кирпича-маломерка, имел многогранное основание и цилиндрический ствол, гладкая кладка которого перебивалась двумя эпиграфическими поясами. В надписях, выполненных по-арабски письменами куфи, из тесаного кирпича содержалась дата постройки мечети: 423 год хиджры, то есть 1032 год.
Термезский минарет – один из древнейших в Средней Азии, важное звено в эволюции этих характерных башенных сооружений средневекового зодчества. Форма его проста, декор сдержан – пройдут десятилетия, пока на минаретах Мавераннахра и Хорасана появятся сложные орнаментальные членения и богатые узорные выкладки из фигурно отесанного кирпича.
В отношении датировки мечети Чор-Сутун существуют разные точки зрения. Одни относят ее к IX-X вв., другие считают современной минарету. Истина посредине. Судя по характеру архитектурных форм, конструкций и планировки (сближающих термезскую мечеть с мечетями IX в. Ну-Гумбед в Балхе и Тари-Хана в Дамгане), возведение Чор-Сутуна восходит, по крайней мере, к эпохе Саманидов (IX-X вв.). Тогда же, очевидно, около нее стоял какой-то сырцовый минарет. Но в первой трети XI в., при Газневидах, был возведен минарет из жженого кирпича, а мечеть подверглась упомянутой выше реставрации.
Мечеть сохранила следы неоднократных ремонтов, функционировала же она (с перерывом в период разгрома Термеза монголами) вплоть до XV-XVI вв. Такое внимание к постройке, расположенной среди руин покинутого города, со стороны верующих может быть объяснено древностью мечети: пронесшиеся века как бы освящали ее в глазах мусульман.
Исследователей ставит в тупик необычность планировки мечети: почему она была открытой с двух сторон? Думается, что Чор-Сутун – это не что иное, как упоминавшаяся арабским географом ал-Мукаддаси в середине X в. мечеть-намазга Термеза, располагавшаяся в рабаде города. Это предположение подтверждают и расположение Чор-Сутуна на самой окраине средневекового рабада и архитектурные аналогии, сближающие памятник с другими мечетями IX-X веков. Средневековые мечети-намазга обычно представляли собой небольшое полуоткрытое сооружение с михрабом, обращенное в обширный двор, где собиралось на моление два раза в год мужское население города и округи. Михрабный отдел намазги, откуда главный имам возглашал молитву, ориентировал взоры толпы, располагавшейся под открытым небом, на кыблу (то есть в сторону Мекки). В эпоху раннего средневековья архитектура мечетей намазга (или мусалля) еще не имела канонизированной архитектурной типологии.
В архитектуре термезской намазги Чор-Сутун запечатлены как общие для ранних мусульманских зданий Среднего Востока формы и черты, так и чисто локальные: таково, в частности, украшение ниши михраба гофрами, как бы зеркально-обратно повторяющее в малом масштабе прием оформления фасадов расположенного рядом феодального кешка.
читать далее: СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕРМЕЗ — «ДВОРЕЦ КЫРК-КЫЗ»