МЕДРЕСЕ МИРИ-АРАБ

МЕДРЕСЕ МИРИ-АРАБ — ИСЛАМСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ !!! 


Строго на оси с порталом мечети Калян, в приеме «кош» высится портал другого здания – медресе Мири-Араб , присоединенного из-за выбора площади производства на возвышенной платформе. Это – один из лучших памятников архитектурной школы Бухары XVI в.

Архитектурный облик медресе традиционен. Главный фасад с башнями-гульдастами на углах, в центре подчеркнутым порталом, к которому примыкают двухъярусные лоджии; за ними вздымаются два купола дарсханы (справа) и мечети (слева), приподнятые над стройными цилиндрическими барабанами. Попытки обновить шаблонную композиционную тему, ограничиваются лишь деталями: ниша портала не прямая, а полувосьмигранная, дворовые айваны вытянуты вверх.

В этом памятнике, претерпевшем катастрофические разрушения, были восстановлены порталы и все северное крыло главного фасада, укреплены конструкции куполов и дворовых аркад.

Архитектурный орнамент Наборные резные мозаики заливают ярко-синевой входной пештак, дворовые айваны, тимпаны лоджий-ниш. Тонкая многоцветная стилизованно-растительная орнаментация, обилие надписей замысловато переплетенного почерка сульс, фигурные выкладки из цветных кирпичей, распределены на стенах, устоях, сводах и арках памятника.

Черты новизны сосредоточены главным образом в интерьерах медресе. Это архитектура декоративных сводов, виртуозное мастерство геометрии в зодческом и прикладном искусстве. Особенно это проявляется в разработке подкупольных конструкций. (Увидеть это можно только в вестибюле, поскольку медресе закрыто для осмотра). высшими частями были измеренные арки, несущие доли измеренного диаметра по сравнению с подкупольным квадратом. На ветки основных арок опирались дополнительные ребра из алебастра, просветы заполнялись кирпичной кладкой в ​​«елку», образуя щитовидные паруса, перерастающие в сетчатый декор. Появились даже целые декоративные своды – гирихи с голубыми майоликовыми полосками и фигурными вставками в прорези терракотового фонаря.

Входная группа медресе обычно состоит из пештака и купольного вестибюля. Прямой выход во двор закрывается стеной или ажурной решеткой для бизнеса. Во двор ведут Г-образные боковые проходы, представляющие собой анфиладу крышек открытых отсеков. Поперечной оси ведет бюлей закрытие на завершение собрания мечети и мероприятий-дарсхана. Очень часто дарсхана во входной части превращались в усыпальницы. Так произошло и с медресе Мири-Араб.

Сооружение медресе было закончено к 1535/36 г., хотя уже в 1530 г. произошло нанесение мозаичного декора. Таким образом, начало строительства приходится на крайний случай на 20-е годы XVI в. Строителем его был шейх Мири-Араб Йеменский, имевший большое влияние на правившего тогда Убайдулла-хана.

            В XVI в. в политической и духовной жизни Средней Азии все более возрастает роль мусульманского духовенства. Видные шейхи, депутаты духовных династий, возводивших свою генеалогию к пророку 

Мухаммеду или его знаменитым сподвижникам, властно вмешиваются в дела государства, опутывают массы народными нитями догматических запретов и собраний. Давно позабыты были аскетические нормы подвижной жизни – как правило, шейхи включают в себя высоко защищенных феодальных собственников, чье имущество не имеет значения, а богатство приумножалось изо дня в день. Было выявлено, что число клерикальных фигур на Шейбанидов было огромно, ни одно из государственных государственных дел не обходилось без их завуалированного участия или прямого воздействия. Все они в природном воздействии ставили также и монументальное строительство. Строились, как правило, здания культового назначения – медресе, ханаки, мечети.Постройки были самими шейхи, но чаще, в случаях, когда речь шла о благосклонности духовных диктаторов, ханы или видные вельможи тратили повышенную плотность информации,

            Медресе Мири-Араб возникло буквально на поверхности слезы и горечи. Несмотря на то, что распространение распространения воспрещало обращение в рабство мусульман, отражением исступленной торговли между двумя двумя мусульманскими течениями – суннитами и шиитами, — которая обострилась к XVI в., продана в рабство Убайдулла-ном 3 проходивших персидханских женщин и мужчин. Вырученные от продажи средства были переданы Мири-Арабу на постройку медресе. Всеобщее правосудие было зафиксировано в этом «богоугодном» деле.

            Шейх Мири-Араб был после смерти погребен в медресе дарсханы для собак. Здесь же был захоронен и Убайдулла-хан. Прошли те времена, когда правители знали, что возводили для себя и своих сородичей парадные усыпальницы; отныне даже государь довольствовался погребением рядом с шейхом.

Строительством медресе Мири-Араб было завершено строительство ансамбля Пои-Калян . Поставленные на одной оси, мечеть и медресе не просто ансамбль «кошь». Здесь возникает особая площадь – «карман», отходящая от главной торговой магистрали в глубь плотной внутриквартальной застройки.

Ансамбль Пои-Калян

Пои-Калян – это образцовый ансамбль зданий общественно-религиозного назначения, один из главных композиционных центров позднефеодальной Бухары. Вырываясь из густой застройки жилых кварталов шахристана, из узкого русла торговых магистралей, площадь-«карман» не только давала разгрузку движения, но и неожиданную зрительную разрядку.

Еще в Х в. арабский географ Макдиси, характеризуя среднеазиатские города, писал, что в них, «по обычаю, напротив минбара – лавка и напротив дворца – площадь». В этом афоризме выявлена ​​особенная застройка средневековых городов Востока, где культовые сооружения размещаются среди сутолоки базар, входя в повседневную шумную торгово-ремесленную жизнь городского населения. Так и в Бухаре : рядом с мечетью Калян и медресе Мири-Араб стоит одна из главных базарных наблюдателей XVI в. – Таки-Заргарон, от которого тянется цепочка других.


[vc_empty_space]
[vc_googleplus]
[vc_pinterest]
[vc_tweetmeme]
[vc_facebook]
[vc_empty_space]

 

Туры в Узбекистан с «AL SAMARKAND TRAVEL»