Общественный дом для верующих
К югу от Кош-медресе, среди современной застройки жилых кварталов, стоит небольшая мечеть Балянд. Своим названием («Высокая») она обязана повышенному цоколю, на котором расположено зимнее помещение, обведенное с двух сторон айваном на деревянных колоннах. Колонны эти сравнительно позднего происхождения и поставлены, видимо, взамен обветшавших более древних.
Мечеть Балянд была построена в начале XVI в. и является единственным древним образцом гузарной, или квартальной мечети, построенной, видимо, на средства богатой квартальной общины или щедрого жертвователя. Она донесла нам формы легкой архитектуры каркасно-деревянного строительства, присущие с древнейших времен жилой архитектуре и воспринятые и разработанные в последствии культовым зодчеством.
В первые века ислама мечеть не предназначалась исключительно для молений. Это был своеобразный общественный дом для верующих, совершавших в нем все житейские обряды, связанные с рождением, смертью и другими событиями семейной жизни. С IX в. начинается разделение функций мечетей различных категорий. Одни из них (намазгох, идгох, мусалля) предназначались для массовых молений целой округи в дни крупных праздников – Курбан и Руза-Хаит; для них отводили обширную площадь за городом. Другие строили для пятничных молитв всего населения города – «соборные» джума-мечети. Их могли строить и в Шахристане и в рабадах – пригородах. Здания для ежедневных пятикратных намазов строили в общественных центрах – махалля, где могли быть две-три квартальные мечети. На многочисленных городских и загородных кладбищах возводили многообразные по форме поминальные мечети – зиаратхана.
Мечеть Балянд внешне ничем не отличается от обычных поздних гузарных мечетей Бухары. По контрасту с лаконизмом внешних форм изысканно украшен интерьер. Стены обходит по низу высокая панель из ярко-зеленых «в шашку» глазурованных плиток с тонкой росписью твореным золотом. Стены расчленены рамками на прямоугольные панно, в которые вписаны декоративные настенные арочки, сплошь покрытые росписью в технике кундаль с обилием золота и разнообразных красочных сочетаний. Эта роспись пышного растительного орнамента очень напоминает «цветочные» ковры. Как и в любой мечети, здесь есть надписи религиозного содержания, начертанные почерком сульс. Михрабная ниша – превосходный образец наборной резной мозаики чистых, ярких тонов и замысловатого узора.
В этой мечети все напоминает архитектурные приемы XV в. Она была отстроена в начале XVI века, когда еще живы были декоративные методы тимуридского зодчества, не утрачено мастерство, а дешевизна строительных материалов и техники не снизила благородства декоративных приемов.
Здание это сохранило архитектурную форму, которую не донесли нам постройки предшествующих веков: великолепный подвесной деревянный потолок с системой глубоких кессонов и центральным зеркалом. Весь потолок покрыт геометрическим орнаментом, который в центре образует 12-лучевую звезду. Выполнен потолок из тонких столярных наборов и резьбой. Подвесной плафон скрывает действительную конструкцию перекрытия этого зала: балки срезают углы вписанных друг в друга квадратов, образуя издревле известный свод «чорхары» (по-таджикски он называется «рузан», в Закавказье – «дарбази»).
Роспись в интерьерах
Архитектурно-декоративная роспись в интерьерах выполнялась только минеральными красками, специально изготовляемыми на яично-клеевом растворе. В качестве красителей использовали: натуральный ультрамарин, дававший синий цвет; медную зелень типа малахита или хризоколлы – зеленый цвет; красную охру с примесью киновари – красный; охру – желтый; жженую кость – черный. Краски разводились на жидком растворе урючного или вишневого клея с добавкой яичного желтка. Роспись имела бархатистую фактуру. Ветви растений изображались относительно тонкими, упругими полосками, листья обычно развернутые. Разнообразны формы цветов, бутонов. Допускалась большая условность, стилизация. Расписаны порой все основные элементы интерьера. Орнамент на стене выполняют обычно без покраски фона (если это не кундаль). Здесь в гамме росписи превалируют холодные тона. Но самой богатой росписью украшают деревянные членения карниза и весь потолок, где большое значение имеет покраска фона. Гамма росписи верхней части помещения слагается из расцветок фона – синей, голубой, зеленой и красной. Краски умеренной интенсивности, яркие цвета отсутствуют.
Гузарные мечети, предназначенные для совершения цикла положенных на день намазов, были неразрывно связаны с повседневной жизнью махали. Мечеть Балянд со своим утонченным интерьером рождала чувство умиротворенности, тонкие созерцательные настроения ухода от суеты и шума окружающего мира.